Юный техник 1989-02, страница 21

Юный техник 1989-02, страница 21

гельно, если речь идет об отдельно взятой молекуле, то здесь время возвращения ее в исходное состояние еще короче: Ю-" секунды. Но мы-то имеем дело с ансамблем частиц, с кооперативным поведением молекул — и тогда, оказывается, время памяти о предшествующем состоянии может составлять секунды, минуты, часы.

Кстати сказать, действие магнитного поля на воду тоже отрицается многими авторитетами. Некоторые даже объявили, что они отмежевываются от всех ученых, которые считают возможным намагнитить воду, поскольку время релаксации любого состояния воды очень мало. Но я считаю, наши работы в этом направлении вполне доказывают обратное.

— Всеволод Федорович, вы специалист по физике поверхности, автор научных трудов по адсорбции, молекулярной электронике. Как случилось, что вы начали заниматься проблемами воды?

— Точнее, влиянием на воду слабых магнитных полей. Дело все в том, что в последние десятилетия появилось немало сообщений о влиянии магнитного поля Земли на многие свойства биологических объектов.

Вообще-то говоря, магнитное поле нашей планеты отличается достаточной стабильностью, но на него накладываются суточные колебания, годичные, вековые... И многие биологи подметили, что некоторые биологические циклы точно отслеживают изменения геомагнитного поля. Мой друг изучает популяции простейших организмов, проводит на ЭВМ статистическую обработку данных об их числен

ности, интенсивности размножения. Оказывается, что колебания численности происходят с той же периодичностью, что и изменения земного магнитного поля.

И этот пример не единственный. Многие биологи, врачи подтверждают влияние магнитного поля на организм. Да и в технике с успехом применяют установки для омагничивания воды. Физики, правда, до сих пор не знают, в чем тут дело. Так надо, в конце концов, разобраться!

Работу в этой области начала моя ученица Люда Семихина. В 1980 году она закончила МГУ, уехала в Тюмень Но и там продолжала начатое исследование. И через пару лет, приехав в Москву, ошеломила нас его результатами. Никто не поверил. И я в том числе. Но Людмила не отступилась, продолжала рабо ту и каждый раз представляла все новые и новые доказательства своей правоты.

Наконец я заперся в лаборатории и решил проверить, где тут ошибка? Ошибки не нашел, а лишь убедился, что работу в этом направлении надо продолжать.

И вот последние два года мы ведем чисто физические измере ния свойств воды. Сначала измеряли теплопроводность, температуру переохлаждения при разных условиях, вязкость. Потом число исследуемых параметров возросло еще более: диэлектрические свойства, электропроводность, коэффициент преломления света... Результаты иной раз получались впечатляющие.

Скажем, представьте себе: ампулу с бидистиллированной

2*

19