Юный техник 1990-01, страница 38

Юный техник 1990-01, страница 38

Анатолий КАРПОВ

«Яд шахмат уже вошел в меня...»

1

Когда в моей жизни появились шахматы?

Мне кажется, они в ней были всегда.

Шахматы были единственной частью мира отца, которая всегда была в моем распоряжении, всегда рождала ощущение, что вот он сейчас войдет, увидит, что я играю шахматными фигурами, и улыбнется так, как зто умел делать только он — и ласково, и подбадривающе, и в то же время с ощущением собственной силы и ответственности,— улыбнется и скажет: «Играй! Играй, сынок! Это всегда хорошо».

Вначале шахматы были для меня просто забавными фигурками, которыми я разыгрывал живые сцены. Но уже к годам четырем я начал воевать.

Уверен, нет мальчишки, в чьем доме есть комплект шахмат, который бы не пережил этого увлечения. И неудивительно: ведь шахматы — это школа войны, школа иерархии, это школа распределения, исполнения и подмены ролей.

Как приятно быть властителем целого мира! Творить этот

мир, его законы, подчиняться им — и тут же перекраивать их свободной, властной рукой. Помню, как в постели часами, сотворив из одеяла сложный ландшафт, я проводил маневры, устраивал засады. Разведчики пытались проникнуть в лагерь врага, и горе им было, если их обнаруживали: конница легко настигала и затаптывала их насмерть. Тогда в разведку шли мужественные офицеры, сопровождаемые своими верными бойцами, которые могли прикрыть командира, дать ему добраться до своих. Потом офице-

36