Юный техник 1990-04, страница 18

Юный техник 1990-04, страница 18

Температура минус 30. На обед остановились возле большого ледяного вала. Разбили палатку, уселись обедать. Вдруг ледяная махина начала надвигаться на иас, с шумом н скрежетом, ломая и стирая в мелкий порошок все, что попадалось на пути. Ребята успели среагировать: сорвали палатку вместе с палками, которые ее растягивали, и оттащили со всеми приборами и снаряжением метров на пятьдесят. Внутри все перемешалось. Обед затянулся...

Это событие произошло 6 апреля, в день 80-летия достижения Северного полюса человеком.

Да, у нас были предшественники и мы хорошо их помним. В историю исследования Арктики навечно вошли имена Роберта Пири, Отто Юльевича Шмидта, папанинской четверки...

Перед нашей экспедицией стояло несколько задач. Медико-биологическая программа исследований предполагала выяснить возможности человека в экстремальных условиях.

Совместно с Всесоюзным научно-производственным объединением пищеконцентратной промышленности и специальных пищевых технологий были разработаны рационы питания. Взятые с собой продукты обладали высокой калорийностью и низким весом. Высушенные в вакууме, сублимированные первые блюда, гречневые и перловые каши, творог потом легко было довести до годного к употреблению вида. Достаточно было бросить порцию в горячую воду.

Думаем, читателям будет любопытно, что в Арктике хорошо зарекомендовали себя фотоап

параты «Смена-19» и «Смена-Символ». Они работали при любых морозах, а простота конструкции обеспечивала необходимую в экстремальных условиях надежность.

Всемирно известная фирма «Sony» предоставила нам 8-миллиметровую видеокамеру» «CCDY50 Е». Электроника при минус 40, конечно, не работала. Но в конце маршрута, когда потеплело до минус 20, удалось снять несколько видеокассет.

Пензенское производственное объединение «Заря» поручило провести натурные испытания наручных электронно-механи-ческих часов «Заря-1956». Носили часы, конечно, за обшлагами курток, иначе от низкой температуры отказывает питание. Но, в общем, часы показывали хорошую работоспособность и достаточную точность.

Строки радиограмм:

...До полюса меньше 500 км. Приближается арктическая весна: солнце уже ие заходит за горизонт и немного оплавляет торосы, хотя температура не поднимается выше минус 30°.

Мы шли по 9—10 часов в сутки, отвоевывая у Арктики по 15—17 км. А утром, прос нувшись, обнаруживали, что за ночь дрейф льдов относил нас обратно...

Когда до цели оставалось менее 200 км, погода на маршруте улучшилась, уменьшились торошения, трещины. Достичь полюс предполагалось в первых числах мая. И вдруг... непоправимая беда. Скончался Александр Рыбаков, один из наиболее подготовленных участников перехода. Он не дошел до полюса — своей мечты — всего

16