Юный техник 1990-04, страница 29

Юный техник 1990-04, страница 29

В древности частенько устанавливали на колеса для переправы их с одного водного бассейна на другой. Например на Руси суда часто «перегоняли» с Волги на Дон по знаменитому пути «из варяг в греки»...

II

Потом на некоторое время парусные экипажи были забыты. О них вновь вспомнили на рубеже XV—XVI веков в Голландии благодаря математику Симону Стевину (1548—1620 гг.). Не только широкое использование силы ветра на мельницах и морских кораблях навело изобретателя на мысль о постройке сухопутного парусника. Ветряному движителю благоприятствовали и природные условия Нидерландов: равнинные морские берега и постоянные, довольно сильные ветры, дующие с моря. Изобретатель заручился финансовой поддержкой, покровительством влиятельного принца Оранского и в 1600 году создал первый четырехколесный 28-местный «ветроход», вскоре прозванный «гаагским чудом».

Управлялся ветроход Стевина с помощью длинного рычага, поворачивавшего заднюю ось.

Построив еще несколько подобных экипажей, Стевин организовал регулярное сообщение на голландском побережье между Шевенингемом и Петте-ном — городами, отстоящими друг от друга на расстоянии 60 км. При хорошем ветре скорость передвижения достигала 30 км/ч.

Использовались эти ветрохо-ды и для перевозки войск и военных грузов. Испанский ад

ИЗ ДОСЬЕ НИКИТЫ ИВАНОВА

парусные суда

мирал Франциско Медуоза в своей исторической хронике упоминает о применении таких парусников в армии принца Вильгельма I Оранского.

Впрочем, не стоит думать, что судьбы изобретателя и его детища складывались так уж гладко. Церковники сочли мчащийся посуху с огромной скоростью, вселяющий ужас парусник «работой диавола». Они хотели даже предать С. Стевина в руки священной инквизиции. Лишь заступничество принца Оранского спасло изобретателя от костра.

А зачастую судьба изобретений была куда печальней. Об одной такой трагической участи повествуют пожелтевшие листки русских документов:

...«Яузской бумажной мельницы работник Ивашка Культы-гин задумал сани с парусом, и ездить они без лошади могут. Катался Ивашка на них по пустырям ночью. А Варваринской церкви поп Михайла донес в приказ тайных дел, что есть у Ивашки умысел, и, схватив, Ивашку пытали, и под пыткой покаялся он, что хотел выдумать еще телегу с крыльями, да

27