Юный техник 1990-05, страница 17

Юный техник 1990-05, страница 17

лагает проект подлодки... с единым двигателем.

Между тем Сергей Александрович решил модернизировать идею другого российского первопроходца, офицера-подвод-ника М. Никольского. Установка Никольского примечательна тем, что на ней впервые в мировой практике, еще до начала первой мировой войны, был опробован замкнутый цикл регенерации выхлопных газов. Из баллонов в цилиндры двигателя подавался чистый кислород выхлопные газы на выходе очищались, в них снова добавлялся кислород, и цикл повторялся.

Правда, батарея баллонов занимала ничуть не меньше места, чем аккумуляторы. А пожарная опасность, пожалуй, была еЩе большей.

Но Сергей Александрович был уверен: «Идея хорошая. Только вот техника в то время была не на уровне». Он предложил держать в лодке не сжатый кислород, а жидкий. И получать его из воздуха во время надводного плавания при помощи малогабаритной кислородной станции, установленной здесь же, на борту.

На сей раз судьба была благосклоннее к изобретателю. Двигатель под кодовым названием «Редо» был обкатан на заводском стенде и 5 августа 1938 года установлен на подлодке типа «М». До начала Великой Отечественной войны она сделала несколько испытательных выходов в море.

Война помешала довести испытания до конца. Лишь после ее окончания в нашей стране была построена серия лодок с единым двигателем. О них мало

известно, потому что в служебной документации того времени все сведения об зтих лодках значились под грифом «ССС» (совершенно сверхсекретно!).

Правда, век этих лодок оказался недолог. На смену им пришли атомные. Однако С. А. Базилевский уверен, что двигатель «Редо» не забыт окончательно: «Аварии атомных субмарин последнего времени показывают, что единая энергетическая установка обычного типа намного экологичней!..»

— ▲ чем занимались во время войны! — спросил я.

— Ничем особенным,— отмахнулся мой собеседник.— Работал, как все ленинградцы.

Да, действительно, главный конструктор и начальник КБ завода всю войну ремонтировал корабли Балтфлота, принимал участие в создании барж-паромов, ходивших через Ладогу, проектировал тральщики для мелководного Финского залива... Обычная работа, если забыть о сотнях бомб и снарядов падавших каждый день на осажденный город, о холоде и голоде, о сумасшедших тем пах — одну баржу собирали за 6 дней, в то время как до войны на это уходило 3—4 месяца.

▲ после Победы С. ▲. Ба-зипевскии снова вернулся к своим подводным лодкам. Проектировал и строил их до 1969 года пока не вышел на пенсию. Но и сейчас, в свои 90 лет, он не знает покоя. Кого-то консультирует, что-то придумывает...

П. ВЕСЕЛОВ

Ленинград

15