Юный техник 1993-10, страница 39

Юный техник 1993-10, страница 39

£ П :i

'V .*

когда диаметр проволоки уменьшается до 0,07 м »i_. > А ведь это чуть толще человеческого волоса!..

Только вот беда: когда американские и японские специалисты стали внимательно исследовать локационные способности летучих мышей, то вскоре выяснилось, что скопировать их намного сложнее, чем определить, какой заряд взрывчатки может поднять «мышиная эскадрилья и на какое расстояние доставить. Вот факты добытые учеными в ходе исследований.

Находясь в покое, одна из разновидностей летучих мышей — голо-спинной листонос — испускает ультразвуковые сигналы с основным тоном примерно 30 5 кГц и тремя более высокими гармониками Когда животное летит по направлению к неподвижному объекту например сидящему комару, отраженные от него сигналы воспринимаются как бы сжатыми — их частота выше чем частота испускаемого сигнала в силу

Летучая мышь может извлечь из биолокационных сигналов самую разную информацию. По величине запаздывания и доплеровскому смещению эха определяется расстояние до объекта и его относительная скорость. Амплитуда эхо-сигнала зависит от относительности размеров (угловой величины) лоцируемого объекта и его удаленности. Разница во времени восприятия эха левым и правым ухом, а также бинуальные амплитудные различия (упрощенно говоря, громкости «эха» в каждом ухе) позволяют определить азимут, направление на объект. И наконец, по интерференции звуковых волн при их отражении в структурах наружного уха определяется угловая высота цели.

И все это — с высочайшей точностью, которой современные локаторы к сожалению, не обладают.

так называемого доплеровского смещения. Если же животное движется в сторону летящего насекомого,- то на основное доплеровское смещение накладываются еще и периодические изменения частоты, вызываемые биением крыльев насекомого. То есть получается картина, несколько напоминающая образование мелкой ряби на поверхности морской волны.

Так вот, чтобы обнаружить эту «рябь» с высокой точностью, листонос прибегает к такой хитрости: он как бы компенсирует доплеровское смещение изменением собственной частоты испу кания. Скажем, если отраженное эхо второй гармоники приходит сдвинутое по частоте из-за эффекта Доплера до частоты 63 кГц, летучая мышь уменьшает частоту испускаемого сигнала прим рно на 1,8 кГц, чтобы последующее эхо соответствовало базовой частоте 62,2 кГц.

На анализ малых различий вблизи основного базового тона и настроены органы слуха летучей мыши. А устроены они достаточно своеобразно. «Скажем, у того же голоспинного листоноса определенная часть осно i ной мембраны необычайно толстая,— пишет коллега профессора Гриффи-на — японский ученый Нобуо Суга, ныне работающий в США.— Biaro-

37