Юный техник 1994-03, страница 71ся шарнирно, могут вращаться относительно трех осей, и только это позволяет сохранить машине устойчивость. Потому и втулка винта у вертолета — неимоверно сложная вещь!) Наконец, «юбка» защищает винт от столкновения с различными преградами. Пассажир вращает педали, располагаясь в кресле. Желательно, чтобы центр тяжести аппарата всегда был поблизости от оси винта. Регулировка его положения осуществляется перемещением по штанге шаровидной гири-балансира. Довольно сложная проблема компенсации момента вращения винта. Здесь можно решить довольно просто. Достаточно предусмотреть пару реактивных сопел на «юбке» (см. рисунок в левом углу). Специальные поворотные заслонки, связанные тросами — боуденами с рукоятками на руле, помогут регулировать количество вытекающего из них воздуха. Тем самым возможно не только компенсировать реактивный момент, но и создать тягу для горизонтального полета. Не просто передать мощность от педалей к винту. Предлагаем подумать и об использовании гибких сверхпрочных нитей из углеродного волокна. Такая передача напоминает передачу шнуром и шкивами, применяемую в некоторых бормашинах, с тем лишь различием, что нить (как показано на правом рисунке) должна охватывать ведущий и ведомый шкивы несколько раз. Конкретная разработка конструкции аппарата, конечно, потребует дополнительного изучения. Вес, мощность, скорость, да и условия обтекания нашего аппарата весьма близки к авиамодельным. Поэтому при расчетах параметров винта можно воспользоваться книгой, которая, правда, давно стала антикварной. Однако называем ее для счастливчиков: Б о-л о н к и н А. Теория полета летающих моделей. М., изд-во ДОСААФ, 1962. Н. САВЕЛЬЕВ Рисунки А. Ильина Заметки на полях I ЛЕСНАЯ КРАСИЛЬНЯ Вам захотелось перекрасить надоевшую белую кофточку в красный цвет. Нет проблем. Вы идете в красильную мастерскую или в хозяйственный магазин, покупаете краску, изучаете инструкцию, приложенную к ней, и за дело. Но это сейчас, в XX веке. А как обходились красильщицы в отдаленных уголках России в недалеком прошлом? Все знают целебный зверобой. А мало кому известно, что горячим настоем из его листьев, слегка подкисленным селитрой или нашатырным спиртом, можно добиться чистого красного цвета. Гармала — крупные черные семена этого растения, подкисленные таким же образом, тоже дадут красный оттенок. А корень подмаренника с алюминиевой протравой покрасит изделие в алый цвет. Синюю краску дает сок свежих листьев вайды красильной, корень девясила при добавлении азотнокислого алюминия. Посконник и пролеска без протравы окрасят пряжу в васильковый цвет. Желтая краска получается из коры и корня барбариса. Листья березы с хромовой протравой тоже дадуsc золотистый цвет. А вот корень конского щавеля дает желтый, а листья — золотисто-коричневый. Черная краска в основном получается из растений, содержащих дубильные вещества — коры ольхи, вытяжки из листьев и корневищ бадана. По железной протраве красят и бумажные, и шерстяные ткани. Методом проб, а иногда и ошибок деревенские травники из поколения в поколение совершенствовались в искусстве подбора растений для крашения. Если цветок при сушке не изменяет свою окраску — значит, краситель будет стойким, если изменит— j никуда не годен. Для проверки надо взять небольшой кусочек белой шерсти или пряжи, прокипятить в пятипроцентном растворе квасцов, добавить предполагаемый будущий краситель. Если ткань окрасилась — зна чит, растение подходит. 67 |