Юный техник 1994-11, страница 33

Юный техник 1994-11, страница 33

_ Такое превращение требует,

по-видимому, огромной мобилизации внутренних сил организма,— предположил кандидат химических наук Владимир Васильевич Володин, руководитель лаборатории биоорганической химии Института биологии Коми научного центра. — Недаром в этом процессе личинка начинает усиленно вырабатывать гормоны линьки — экдистероиды.

Впервые эти вещества были выделены биохимиками еще в 1954 году. И при обстоятельном изучении выявилось, что действуют они не только на насекомых. Экдистероиды можно применять в качестве эффективных медицинских средств, таких, как психостимулирующие лекарства, которые врачи прописывают при нервных расстройствах, или адаптоген-ные, помогающие при умственном и физическом переутомлении, анаболические — они стимулируют рост клеток и тканей, способствуя заживлению ран.

В сущности, эффект их воздействия аналогичен тем, что наблюдаем у насекомых. Гормоны линьки помогают при превращении личинки быстро перестроиться нервной системе, адаптироваться к новым условиям: ведь плавать и летать, жить в подводных сумерках или в пронизанном светом воздухе — вещи очень разные!

Участвуют гормоны и в другом процессе. Твердый хитиновый покров, одевающий личинку, препятствует росту. Поэтому, скажем, кузнечик за личиночный период несколько раз «меняет кожу», сбрасывая жесткий панцирь. И подрасти он может только за то время, пока не затвердела новая оболочка. В этот момент клеткам и тканям нужен стимулятор для быстрого роста. Им и служит гормон линьки.

Экдистероидов у насекомых крохи — миллионные доли от общего веса. Выделять их стоит только ради научного интереса, но никак не в практических целях. Поэтому деловой интерес к экдистероидам проявился лишь десятилетия спустя после открытия сходных по химической

ДКВИТЕЛЬНО, *Ю ФАКТ!

структуре и свойствам веществ у растений. Сначала японские исследователи нашли их у некоторых экзотических представителей тропической флоры. Позже отыскались и другие, например, маралий корень, в диком виде произрастающий у нас на Алтае и в Саянах.

Зачем эти вещества накапливаются в растениях, какую биологическую роль играют? Есть предположение, что это защитники от поедания насекомыми. Называются эти вещества антифадантами. Ботаники обнаружили в Восточной Африке растение из семейства губоцветных, относящееся к одному роду с нашей живучкой ползучей, которое не трогает даже прожорливая саранча. Оказалось, у него повышенное содержание анти-фадантов.

Так что в будущем эти вещества, возможно, станут применять для защиты посевов и плантаций от насекомых-вредителей. Но раньше химики должны научиться синтезировать их и производить в больших количествах. А вот экдистероиды для медицинских целей можно получать уже сейчас из растительного сырья: содержание их в том же корне приближается к одному проценту от сухого веса.

— В Сыктывкар, в ботанический сад Коми научного центра Уральского отделения Российской Академии наук, маралий корень попал еще в шестидесятые годы,— рассказывает Володин.— Известно было, что в народной медицине его настойка издавна использовалась как стимулирующее средство, не уступающее знаменитому женьшеню. Но о том, что эффект обусловлен именно высоким содержанием в растении экдистероидов, в те времена, естественно, не знали.

Первым высказал догадку мой собеседник. После серии успешных исследований он сейчас вместе с коллегами пытается наладить промышленное получение из маральего корня биологически активных веществ, обладающих стимулирующими и адап-тогенными свойствами. В Республике Коми такие препараты могли бы

31