Юный техник 1997-10, страница 37

Юный техник 1997-10, страница 37

ролизных шашек. И дело на сей раз обошлось без пожара.

Наконец космонавты взялись и за то дело, ради которого они прилетели. Надели скафандры, через переходной шлюз стыковочного узла забрались в разгерметизированный модуль.

Павел Виноградов сумел восстановить электрическое соединение с солнечными батареями «Спектра». Три из них снова стали давать энергию. Четвертую, к сожалению, так и не смогли починить. Удар «грузовика» повредил ее основательно. Не удалось пока выяснить, сколько пробоин получила станция; поначалу думали — около семи, однако проведенная в конце сентября инспекция пяти подозрительных мест показала: пробоин нет. Анатолий Соловьев вскрывал термоизоляцию то на одном, то на другом участке и всякий раз убеждался: видимых повреждений корпуса нет...

С одной стороны, это радует — модуль оказался более прочным, чем даже рассчитывали. Но ведь поиски придется продолжать... А времени на это у космонавтов не так уж много, поскольку один за другим продолжаются отказы то одного, то другого прибора. Особенно донимают экипаж сбои главного компьютера. Его уж чинили несколько раз, собрали из двух неисправных компьютеров третий, но неполадки все продолжаются... Теперь надежды лишь на новый компьютер, который и

доставил на орбиту американский «челнок». А вслед за ним «Прогресс» привез еще один, запасной...

Чжо же Jifqetfi?

Таково положение на конец сентября, когда пишутся эти строки. Будем надеяться, космонавты со своей задачей справятся и «Мир» реанимируют. Ну а что дальше?

Многие зарубежные специалисты полагают, что станция свое уже отработала и дальнейшее пребывание на ней экипажа может стать попросту опасным. Американцы было хотели даже отказаться от дальнейших совместных работ и подождать, пока не будет введена в строй станция «Альфа». «Пребывание астронавтов на борту «Мира» обходится в полмиллиарда долларов в год, а бесконечные неполадки выбивают экипаж из рабочего ритма, не дают возможности выполнять программу научных экспериментов», — мотивируют они свое намерение.

Более реалистическую позицию заняли представители Европейского космического общества, в частности, немцы и французы. «Неполадки на «Мире» дают хороший урок преодоления нештатных ситуаций, — говорят они. — А россияне имеют уникальный опыт работы на орбите — ведь они осуществляют долговременные экспедиции уже около 15 лет...»

35