Юный техник 1998-06, страница 44

Юный техник 1998-06, страница 44

в другой — в обратном направлении. В рэзультате Майкельсон и Морли выявили различие в скорости света. По их расчетам, скорость эфирного ветра равнялась 8 км/с. Однако приборы того времени были весьма несовершенны, и погрешность измерения могла серьезно исказить полученный результат. Во всяком случае, сами Майкельсин и Морли не очень-то доверяли полученным результатам. Но вместо того, чтобы перепроверить данные, от экспериментов попросту отмахнулись, и в учеб никак физики воцаряется утверждение: скорость света всегда одинакова; следовательно, эфирною ветрг, не существует,

Альберт Эйнштейн крепко усвоил эту прописную истину начала века и на ее основе постулировал один из фундаментальных принципов теории относительности — скорость света всегда постоя* на.

Долгое время весь ученый мир

Согласно одному из вывозов Эйнштейна, диск при вращении должен был дефирми-рладться, как лошак на рисунке. Однако иа практике это окя^жь не гак.

был соыасен с ним. Но вог в 1933 году Дей он Миллер подтвердил результаты, полученные Майкельсоном и Морли, доказывая таким образом, что «эфирный ветер» существует. А стало быть, частная теория относительности основана на неверной предпосылке.

Возможно, сам Зйншгейн чувствовал подвох. Велел за частной, он создал общую теорию относительности, в которой признавал, что во Вселенной, может быть, и существует нечто, передающее движение и инерцию. В 1920 году, прстивореч а сам себе, заметил, что «пространство немыслимо без эфира».

ПАРАДОКС ЭРЕНФЕСТА

Теперь поговорим о другом возражении против теории относительности — так называемом преобразовании Лоренца. Оно подпирает собой весь мир эйнштейновских формул и основано на теории, предложенной немецким физиком Хендриком Антоном Лоренцом. Суть его вкратце сводится к следующему: продольные — в направлении движения — размеры бистро движущегося тела сокращаются. Еще в 1909 году известный австрийский физик Пауль Эренфест усомнился в зтом выводе. «.[Допустим, движущиеся предметы действительно сплющиваются, — рассудил он. — В таком случае, если мы приведем во вращение диск, то при увеличении скорости его размеры как утверждает г-н Эйнштейн, будут уменьшаться; кроме того.