Юный техник 1999-03, страница 48

Юный техник 1999-03, страница 48

зданный у нас в стране нэучно-иссле-дсвательскии институт по радиоэлектронике (ВНИИРЭ). Таи я уже серьезно занялся исследовательской работе i для обороны страны.

Военное начальство института «болело» идеен создания танка, управляемого на расстоянии, без экипажа. И выглядела она примерно так: сидишь себе перед радиопередающим устройством с командным пультом, нажал одну кнопку — танк включился, нажал другую — двинулся с первой скоростью. Ну, и так далее... Но легко ли управлять мчащимся танком издалека, наблюдая за ним в бинокль? Идея эта, конечно, не прошла. Но зато во время испытания на танкодроме в Мытищах я научился управлять боевой машиной. И кроме того, убедился: для управления техникой на расстоянии в любом случае необходимы приемник и передатчик со стабилизированными, строго фиксированными частотами.

Для этого в схемах использовали минералы, например — турмалин. Кристаллы этого полудрагоценного камня закупали в Германии, и было неясно, где их взять, если грянет война с немцами. Поэтому я предложил сделать стабилизатор на кварце: его у нас в стране полно, всю Европу завалить можно. Но начальник отдела инициативу пресек: сЛолько турмалин!» Я вынес этот вопрос на научно-технический совет. Дело сдвинулось. Но вместе с радостью пришло и жестокое разочарование: начальника о где/,а заподозрили во вредительстве, арестовали и отпустили на свободу лишь через несколько лет. На самом же деле, будучи не ин

женером, а военным специалистом, ом просто не поверил в новее техническое решение.

К тому времени я работал уже в отделе радиолокации. До этого институт занимался только звуковыми локаторами. Представь себе: сидит оператор, в ушах у него резиновые трубки — словно у врача, прослушивающего больного. Другие концы т-эубок подведены к двум, расположенным на некотором расстоянии друг от друга, здоровенным трубам, похожим на гоаммофонные. Звук от летящего самолета через эти трубы и трубки попадает в уши. А вращая тпубы, можно установить направление, откуда летит самолет. Но скорости самолетов росли. Я понял, что вот-вот наступит день, когда «слухачи» просто не успеют предупредить о нападении вовремя. И сказал, что пора использовать для этого радио. Получился большой скандал, мне объяснили, что я молодой и лезу не в свое дело. Но тут разведчики доложили, что за границей радиолока-циеи уже занимаются. В институте срочно организовали новый отдел и меня перевели туда.

Я был военным инженером и внимательно следил за развитием техники, которая ставила перед нами все новые задачи. Например, появилась у летчиков радиосвязь — очень хорошо. Но в кабине шумно: работает мотор, с бешеной скоростью вращается пропеллер. И эти шумы летят в эфир вместе с командами, создают такие помехи, что голос не всегда можно разобрать. Я предложил мембраны угольного микрофона приложить непосредственно к горлу, к гортани летчика —

II