Юный техник 1999-03, страница 51

Юный техник 1999-03, страница 51

переделали на русский лая дотянули, как смогли, и сдали в эксплуатацию. Разработчикам даме дали Сталинскую премию. Однако это была бесполезная для практики модель. Она действовала лишь, на малом расстоянии. А кому нужен локатор, засекающий цель почти так же близко, как и привычный, надежный, но, увы, «'близорукий» в условиях середины XX ьека оптический дальномер? Обо всем эгом я и сказал на собрании, за что получил зыговор и практически лишился возможности экспериментировать. Моих сотрудников перевели в другие лаборатории, а цех перестал выполнять работы по моим заявкам. Вот туг-то меня и выручило уменье все мастерить своими пуками.

Совершенствовать или переделывать явно бесперспективную английскую модель не имело смысла. Между тем у меня уже окончательно созрела своя, оригинальная идея, оставалось только воплотить ее в реально действующее устройство.

Те, кто видел, как я целыми /жями вожусь с какими-тс медными трубами, возможно, думали: «Человек умом тронулся». А я между тем готовил чувствительное входное устройство приемника, которое гарантировало успех радиолокатору, но почему-го (случайно, а может, и намеренно) отсутствовало в английском варианте. В конце концов все получилось, как и было задумано. Прихожу к своему начальнику, профессору Свистову (замечательный, честный был человек): «Николай Кузьмич, я все-таки сделал...» — «Как?!» — «А вот так, подпольно, втихую. Даже вам не говорил — боялся подвести».

Это произошло где-то в конце

1943 года. В тот же день Свистов обратился к академику Акселю Ивановичу Бергу, бывшему тогда заместителем председателя Комитета по радиолокации. Назавтра Аксель Иванович приехал в институт. Никогда не забуду эту встречу: академик сидит за моим рабочим столом, в дверях стоят, руки по швам, директор института Калмыков (он потом стал министром электроники) и еще кое-кто из крупного начальства. Берг перебирает рззны 1 там радиотехнический «хлам» и смеется: «Ну, Василий Иванович, и беспорядок же у вас тут!» — «Аксель Иванович, я же экспериментатор». — «Понимаю, понимаю. Ну, рассказывайте, как вам это удалось?» Я рассказал все, как было. «Знаете что, завтра приходите ко мне, пропуск будет заказан». Профессор Свисгов продемонстрировал Бергу работу радиолокатора на испытательном стенде. Аксель Иванович уехал очень довольный.

Затем я сделал первый, уже как следует оформленный, макет радиолокатора. На заводе изготовили образцы и отправили tlx на испытания в Севастополь.

Я приехал в этот славный город через день после того, как его оставили немцы. Вдоль дорог лежали мины — саперы разрядили их, а убрать еще не успели. Целым остался только один маленький дом, в котором помещалась почта. Все остальное разбомбили. Ночевать мне пришлось в бригаде торпедных катеров, в каюте одного из них, сделанного, и, надо сказать, очень хорошо, в Америке.

В бригаде служили самые смелые моряки. Система была такая: катер с двумя торпедами по бокам вылетал

II