Сделай Сам (Знание) 1989-05, страница 19

Сделай Сам (Знание) 1989-05, страница 19

А Б

Рис. 6. Способы патинирования и оксидирования мелких (а) и крупных (б) художественных изделий

соких точках обнажается естественный цвет металла. Протирать чеканку нужно очень осторожно, добиваясь плавного перехода от самого светлого участка к самому темному. Промытую и высушенную чеканку протрите маслом или покройте тонким слоем прозрачного лака.

Чтобы не работать вслепую, а заранее знать, какой примерно цвет получится на металле при обработке различными растворами, заготовьте справочную «таблицу», вырезав пз листовой стали, меди, латуни и алюминия одинаковые прямоугольники. Обработайте их в растворах, рецепты которых даются ниже. Просушенные и протертые маслом металлические прямоугольники укрепите па картонном или деревянном планшете, разместив в одном ряду стальные пластинки, в другом — латуипыо, в третьем — медпые, а в четвертом — алюминиевые. Под каждой пластинкой сделайте надпись, в которой укажите состав раствора, примененного для топиро'вапия металла, и условия обработки. Работая пад справочной таблицей, вы заодпо ознакомитесь с правилами составления патинирующих и оксидирующих растворов, а также узнаете другие приемы декоративной отделки металла.

Патинировапие латупи. Чтобы придать изделиям из латуни коричневый или черный цвет, составьте раствор из 4 л воды и 60 г гипосульфита, который пзвестен как фиксаж для фотобумаги и плеггки. Добавьте в раствор примерно 5 г кислоты (азотпой, серной, соляной). Сразу же произойдет бурная реакция с выделением сернистого газа. Раствор приобретет мутный молочный цвет. Опустите р пего ла-тунпое изделие и через несколько секунд выньте и осмотрите. Патина образуется сравнительно быстро. Если достигнут желаемый цвет, промойте изделие и высу

шите Патинирующей силой раствор обладает примерно около 20 мин, затем он становится непригодным. Правда, водный раствор гипосульфита можно хранить долго, по только если в пего не добавлена кислота.

Нельзя передерживать металл в растворе. Неопытные мастера, желая добиться более интенсивного черпого цвета, держат изделие в растворе до тех пор, пока пе образуется густой черный цвет. Такая патина держится очень слабо п легко смывается струей воды. Добиваться абсолютпо черного цвета пе стоит еще и потому, что под густой пленкой теряется естественный блеск металла. Какой бы цвет ни имела патина, металл все-таки должен слегка просвечивать из-под пее.

Если вместо крепких кислот в раствор гипосульфита добавить примерно одну столовую ложку уксуса (на литр воды), произойдет та же реакция с выделением сернистого газа, но она будет проходить значительно медленнее. Чтобы получить почти черный цвет, латунь придется держать в растворе очень долго.

Промытые водой пластипки после сушки протрите маслом.

В оливковый, коричневый или черный цвет окрасит латуиь раствор из нашатырного спирта (водного аммиака) и хлорокиси меди (она продается в магазинах «Природа» и применяется для опрыскивания культурных растений). Хорошо патинирующий раствор можпо составить с техническим водным аммиаком марки Л, который можно приобрести в хозяйственном магазине. Пары нашатырного спирта и хлорокиси меди ядовиты, поэтому соблюдайте правила предосторожности, о которых мы говорили. В стеклянную посуду емкостью 1 л насыпьте две ложки хлорокиси меди и залейте примерно на дво трети водным аммиаком. Быстро размешав раствор, вы получите взвесь зелепо-го цвета. Банку закройте крышкой. После выпадения осадка патинирующий раствор окрасится в сине-зеленый цвет. Опустите в пего предварительно зачищенную и обезжиренную латуппую пластинку. Через несколько секунд опа приобретет глубокий черный цвет. Причем поверхность металла пе потеряет блеска, что иногда случается при иных способах патинирования. Чтобы получить более светлые топа, в раствор нуж-п * добавить воду. Оттого, сколько частей волы будет добавлено, зависит топ и цвет получаемой патины. В даппом случае вола будет играть ту же роль, что и в акварельной живописи.

Оранжево-красный цвет. В лит

ре воды растворить 5 г сернистого калия (сульфида калия). Опущенный в раствор латунный предмет через несколько минут покроется оранжево-красным налетом. После промывки и просушки протрите металл маслом.

Патинирование меди. Прочная и красивая патина черного или серого цвета образуется па поверхности меди, обработанной в водном растворе серной печени.

Чтобы приготовить серную печень, нужно одну частыгорошко-вой серы смешать с двумя частями поташа в жестяной банке и поставить па огопь. Через несколько минут порошок расплавится, потемпеет и начнет спекаться, постепенно приобретая темпо-бурый цвет. (Кстати, спекание патинирующей массы и дало в старину пазваппе «печень» — от слова «печь, спекать».)

Во время спекания пары серы могут загореться слабым сине-зеленым пламенем. Не сбивайте пламя — оно не ухудшит качество серной печени. Примерно через 15 мнп прекратите спекание. Для продолжительного храпения серную печень растолките в порошок и засыпьте в стеклянную банку с плотной крышкой. При составлении раствора в один литр волы добавляют 10—20 г порошка серпой печени. Патина, полученная на металле раствором серпой печепи, прочная и красивая, глубокого черного цвета. Но пе всегда бывает нужна такая интенсивная окраска. Порой, чтобы придать старинный вид изделию из меди, достаточно нанести легкую серую патипу. В литр воды насыпьте 2—3 г поваренной соли и 2—3 г серпой печени. Опустите в раствор медную пластину. После появления серого цвета необходимой топальиости промойте пластину чистой водой и высушите.

Красно-коричневый цвет латупи придаст водный раствор хлористого цинка и модного купороса. Смешайте одпу часть модного купороса с одной частью хлористого цинка й разведите их в двух частях воды Достаточно нескольких минут, чтобы медь пра-