Сделай Сам (Знание) 1989-05, страница 21поста металла при температуре 220 °С, желтый — 230 °С. темно-желтый — 240° С, коричневый — 255е С, коричнево-красный — 2й5° С, фиолетовый — 285° С, темно-синий —- 300° С, светло синий — 325° С. серый — 330° С. По цвету побежалости можпо приближенно определить температуру нагрева металлического изделия. Обычно этим приемом пользуются при отпуске закаленной стали. Олифово-масляпый обжиг — одни из наиболее древних способов нанесения па железо, а также и па другие металлы темно-коричневого и черного покрытия. Видимо, открыт оп был случайно, когда кто-то пз старых мастеров обратил однажды внимание ил черно-коричневый налет, образующийся от перегоревшего масла и жира па стопках чугунной посуды. Там, где была такая пленка, посуда пе ржавела. Подобную пленку стали памереппо наносить па скульптуру и другие художествоппые отливки из чугуна, протирая их натуральной олифой, а затем прокаливая в печи до появления черно-корич-невоГЬ цвета. Прочная пленка надежно защищает металл от ого извечного врага — ржавчины, одновременно придавая изделию художествопную завершенность. Довольпо часто олифово-масляпый обжиг применяется для обработки кузпечных поковок. Па отдельные ковапые детали или жо па готовое изделие тампоном наносится топкий слой натуральной олифы, льняного или какого-нибудь другого растительпого масла. Поковку устанавливают па асбестовую плиту или подставку пз кирпичей и обжигают паяльной лампой, газовой или керосиновой горелкой. Обжигают поковку постепенпо, нагревая се до тех пор, пока на ее поверхности по появится коричневатая окраска. Желая добиться глубокого темно-коричневого или почти черного цвета, эту операцию повторяют несколько раз. Д е к о р и р о в а н и о а л ю м и -пия. Этот металл обладает множеством достоинств, благ паря которым его охотно применяют мастера декоративного искусства. Он легок, мягок, пластичен, имеет красивый серебристый цвет. Но алюминий с трудом поддается химической обработке. Существующие ныне химические способы его декорирования требуют сложного оборудования. Поэтому в художественной практике наиболее часто применяют подкраску, копчение и прокаливание. Наиболее простой способ —• окраска масляными красками. Куском ткани папесито масляную краску топким слоем на металл, следя за тем, чтобы были .полностью обработаны все участки. Затем протрите изделно сухой тряпкой. В выпуклых местах рельефа краска снимается больше, чем в углублениях, создавая иллюзию более высокого рельефа. Преимущество этого способа заключается в том, что он совершенно безопасен, it тому же можно составить любой цвет «патины», смешивая краски на палитре. Надо заметить, что удачпо окрашивать таким способом можно только алюминий. Вместо масля-пой краски можпо взять черпую тушь, графитный порошок, черный битумный лак. Чтобы окрасить алгомипий в черный или серый цвет, протрите рельеф или скульптуру тонким слоем патуральной олифы или каким-пибудь растительным маслом. Поместите металл над коптящим пламепем. Небольшие вещи коптите над свечой, а более крупные — над пучком свечей или над горящей берестой, помещенной в жестяной бапко. Особо крупные изделия удобно коптить дымом факела, смоченного керосином. Мельчайшие частицы копоти въедаются в олифу, прочпо сцепляясь с поверхностью металла. Чтобы удобно было следить за тем, как ложится па металл копоть, изделие должно находиться выше уровни глаз. Можно закоптить металл равномерно, но можно добиться интересного декоративного эффекта, то уменьшая, то увеличивая слой копоти, то приближая, то удаляя изделие от коптящего пламени. После нанесения копоти поместите изделие пад углями или в муфельную печь. Следите, чтобы пленка хорошо прокалилась, по по перегорела. Исчезновение блеска па каком-нибудь участке изделия — это сигнал, говорящий о начале перегорания пленки. Во время копчейия и закаливания пе забывайте соблюдать правила по-жарпой безопасности. Различные оттепкп от золотисто-желтого до темно-корпчпевого и даже черного можпо получить, прокаливая алюминиевое изделие, покрытое слоем олифы или растительного масла. Протрите маслом изделие и поместите над огпем > Д^ 23g*flgIE; пли пад раскаленными углями. Пламя пе должно касаться поверхности изделия. Может случиться, что выделяемые маслом летучие вещества вдруг загорятся. Сгорают опи довольно быстро и пе припосят вреда декоративной плепке. Чтобы получить однотонную окраску, изделие равномерно вращайте пад огнем. Когда поверхность металла приобретет нужный цвот, дайте изделию постепеппо остыть. Пленка на металле получается блестящей, прочной, хорошо предохраняющей металл от коррозии. Алюминий, покрытый слоем растительпого масла, после про-каливаппя приобретает золотисто-коричневый цвет или оливковый, а натуральной олифой — красно-коричпевыц и черный. Эти способы можпо также использовать при дскорпровапии чугуна, стали п других материалов. Окраска цинка. Этот металл чаще всего используется художниками для литья миниатюрной скульптуры и рельефов. Окраска зрительно усиливает рельефность отливок, придает цинку вид старого серебра. Серый и темно-серый цвета на поверхности цинка получают с помощью химических составов, в которые входят слабые растворы кислот. В стакапе воды растворяют 1 чайную ложку лимонной кислоты и 1 чайную ложку медного купороса. Вместо лимонной кислоты можно использовать уксус. Изделие выдерживают в растворе до появления окраски нужной тональности. Затем его промывают, сушат и протирают тряпкой, смо-чеппой льняпым маслом. Черный цвет па поверхности цинка получают окрашиванием его в растворе, состоящем из 2 частей оксида меди, 2 — нитрата медп, 8 — соляной кислоты, разведенных в СО частях воды. Окраска евппца. Мелкие отливки из свинца, а также его сплавов (гарта и баббитов) окрашивают в серый и темно-серый цвета уксусной или лимонной кислотой. С помощью щетинной кисти пли же тампона, укрепленного на деревянном' стержне, но-
|