Сделай Сам (Знание) 1991-02, страница 109основе взаимности. Почтовые марки готовы подарить вам много радости. Но дружба получится прочной лишь в том случае, если вы будете заботиться о них. А для этого необходимо многое знать и уметь. Обращению с марками следует учиться с самого начала, как только попадут в руки первые экземпляры будущей коллекции, и даже до того, как определится ее главное направление. Таков первый ответ на вопрос: трудно ли подружиться с филателией? А за ним еще шестьдесят ответов. Как раз на те вопросы, с которыми сталкивается начинающий филателист. Если их внимательно читать, заглядывать в другие книги и почаще советоваться с опытными коллекционерами, можно считать, что основа дружбы закладывается. Из бумаги, красок и клея Как печатают марки? Попробуем представить себе в самых общих чертах, чем отличаются друг от друга способы печати. Если изображение и текст перешли на бумагу с рельефной пластины обычного штемпеля — перед вами высокая печать. Теперь вообразите, что рисунок на пластине сделан не выпуклым, а наоборот, углубленным; углубления заполнены краской, остальная поверхность пластины чистая. Оттиск такого штемпеля — глубокая печать. При офсете же изображение переносится на бумагу с гладкой поверхности, как, например, в переводных картинках. У каждого из способов свои достоинства. Скажем, офсет ускоряет тиражирование, высокая печать делает контуры изображения резкими, а глубокая — хорошо передает полутона. Разумеется, вращающиеся с большой скоростью цилиндры работающих в типографиях машин не похожи ни на штемпельные пластины, ни тем более на переводные картинки. Примеры упрощены. Но зато они наглядны. Более подробную информацию можно найти в справочной филателистической литературе. Там же в деталях описано, как коллекционеры определяют способ, 108 которым отпечатана марка,— по резкости контура, виду красочного слоя, растровым точкам. Только ли на бумаге! Оказывается, при изготовлении марок иногда обходятся и без бумаги. Так, польская почта отметила свое четырехсотлетие блоком, отпечатанным на шелке; ГДР и Бутан выпустили блок и марки на дедероне и тонкой стальной фольге. Выбор материала обусловлен темой — блок из искусственного волокна был посвящен Дню работника химической промышленности ГДР, а серия, вышедшая в Бутане,— истории металлургии этой страны. Но главным материалом, конечно, была, есть и остается бумага. Правда, далеко не всякая. Та, на которой напечатаны эти строки, для изготовления знаков почтовой оплаты не годится, для марок, как правило, используют самые лучшие сорта. Бумага для марок должна быть не стареющей и не боящейся света. Прочной, гладкой и в то же время хорошо удерживающей клей. Такая, например, получается из целлюлозы. У старинных знаков почтовой оплаты бумага может оказаться самой разной — сделанной вручную и на машинах, из тряпичной и древесной массы, рисовой соломы и китайской крапивы, джута, агавы, волокон бамбука, бананового и тутового деревьев, манильской пеньки, сахарного тростника. Для многокрасочной печати, воспроизведения живописных полотен особенно подходит мелованная бумага, гладкая поверхность которой покрыта слоем каолина, казеина или мела. Иногда бывает необходимость точно установить, не мелованная ли у марки бумага. Об этом можно справиться по каталогу. Если же его нет, выручит какая-нибудь серебряная вещица с острым концом. Им касаются уголка миниатюры. Останется серый, словно от карандаша, след — значит, предположение правильное. Некоторые коллекционеры пользуются в подобных случаях мелоискателями — карандашами с серебром вместо грифеля. |