Сделай Сам (Знание) 1991-02, страница 13быстрее, поэтому нередко к концу гарантийного срока фотопленка теряет свою светочувствительность вдвое и даже больше. Незнание этого положения приводит к существенным ошибкам в экспозиции, которые при работе с цветными материалами совершенно недопустимы, так как окончательный результат в первую очередь определяемся тем, насколько точно была определена экспозиция при съемке. Заметим, что большинство неудач при работе с цветными обращаемыми пленками чаще всего связано именно с экспозиционными ошибками, и нередко это происходит потому, что фотолюбитель не сделал поправку на снижение светочувствительности пленки, которое произошло за время ее хранения. Процесс снижения чувствительности пленки зависит от многих факторов, поэтому его характер не может быть учтен с абсолютной точностью, но для ориентировочной его оценки можно воспользоваться данными, приведенными в табл. 2. Таблица справедлива для пленок, хранившихся в обычных комнатных условиях (температура 18—25 °С, относительная влажность не более 70 %). Для пользования этой таблицей предварительно нужно установить дату выпуска пленки заводом-изготовителем. Для этого из даты окончания срока гарантийного хранения пленки, указанного на ее упаковке, вычитается 12 месяцев для отечественных фотопленок или 18 месяцев для Таблица 2 Таблица 2
импортных (то есть гарантийный срок их хранения). Зная дату выпуска пленки, нетрудно определить, сколько месяцев прошло с этого момента, и с помощью таблицы установить светочувствительность пленки на момент съемки. Следует обратить внимание на тот факт, что срок годности пленки, указанный на упаковке, не является какой-то критической датой, после чего она сразу приходит в полную негодность. Процесс снижения светочувствительности идет постепенно (более быстро в первые месяцы хранения), и, как правило, на пленку с окончившимся сроком можно успешно снимать, делая поправку на снижение ее общей светочувствительности. Спектральная чувствительность Как было установлено ранее, характер воспроизведения цветов на фотоснимке зависит от спектрального состава света в момент съемки. Известно, что цветные обращаемые фотопленки во всем мире выпускаются для двух типов освещения: для дневного, белого (солнечного), имеющего цветовую температуру 5600 К или 18 ДМ, и для искусственного (перекальные и галогенные фотолампы) с цветовой температурой 3200 К или 31 ДМ. Использование цветных пленок в условиях освещения объекта съемки источниками света иного спектрального состава приводит к существенным нарушениям в характере цветопередачи на слайдах. Особенно сильные цветовые искажения возникают, когда при искусственном освещении снимают на «дневные» пленки, и наоборот. Б первом случае слайды получаются оранжевого цвета, почти без синих и голубых тонов, аво втором — синими. Строго определенный баланс цветных фотопленок создает некоторые ограничения в их использовании: если спектральный состав источников искусственного света остается всегда более или менее постоянным, то спектральный состав естественного освещения все время меняется в зависимости от высоты солнца над горизонтом, ха 12 |