Сделай Сам (Знание) 1991-02, страница 15

Сделай Сам (Знание) 1991-02, страница 15

ваемых широтой или интервалом полезных экспозиций пленки. Так, черно-белые пленки обладают широтой 1:64 и больше. Цветные негативные пленки—1:32. Еще меньшую широту имеют цветные обращаемые пленки — менее 1:16. Поэтому на слайдах очень часто наиболее темные элементы изображения получаются излишне плотными, без деталей и с цветовыми искажениями, а самые светлые вообще не воспроизводятся — они на слайде получаются совершенно прозрачными. Поэтому, снимая на цветные обращаемые пленки, следует избегать сюжетов

Таблица 3

Интервал яркостей некоторых объектов съемки

Таблица 3

Интервал яркостей некоторых объектов съемки

Объект съемки

Интервал

яркостей

Пейзаж без переднего пла

на в тумане

1:3-

-1:6

Пейзаж без переднего пла

на в пасмурный день

1:6—1:10

Пейзаж без переднего пла

на в солнечный день

1:10-

-1:30

Пейзаж без переднего пла

на против света

1:20—

-1:40

Пейзаж со светлым перед

ним планом на солнце

1:30-

-1:60

Пейзаж с темным передним

планом на солнце

1:200—

-1:400

Пейзаж с темным передним

планом на фоне облаков

1:300-

-1:1000

Городской пейзаж в пасмур

ный день

1:5—

-1:10

Городской пейзаж при сол

нечном освещении

1:10—

-1:40

Узкие улицы с отдельными

зданиями на солнце

1:100—

-1-500

Светлые здания на фоне не

ба

1:3-

-1:10

Темные здания на фоне не

ба

1:100-

-1:200

Пролеты и арки ворот на

ярко освещенном фоне

1:1000-

-1:2000

Группы людей в солнечный

день

1:20-

-1:60

Люди в солнечный день про

тив света

1:200-

-1:400

Группы людей в пасмурный

день

1:10—1:50

Лыжники на фоне снега на

солнце

1:8-

-1:10

Портрет на фоне открытого

пейзажа на солнце

1:20—

-1:100

Светлый интерьер без окон

в кадре

1:8

—1:12

Интерьер с окнами в кадре

1:100-

-1:500

Темный интерьер с ярким

фоном за окнами

1:10 000-

-1:100 000

Пейзаж с солнцем в кадре

1:2 000 000

14

с большим интервалом яркостей, имеющих высокий контраст за счет глубоких теней. В табл. 3 даны интервалы яркостей некоторых сюжетов, наиболее часто встречающихся при фотосъемках. Эти данные в ряде случаев помогут фотолюбителю избежать ошибок.

Малая широта цветных обращаемых пленок требует очень точного их экспонирования при съемках, так как ошибка при этом всего на 50 % (половина деления шкалы диафрагм) уже отражается на качестве цветовоспроизведения. Ошибки в два раза и более, иногда допустимые при черно-белых съемках, в этом случае приводят к полному браку.

Одной из особенностей цветных обращаемых пленок является и то, что наилучшее воспроизведение цветов получается в диапазоне выдержек от 'До до 1 /125 С. При больших или меньших выдержках обычно наблюдается отклонение в правильности цветопередачи. Выдержек более !/г с и короче '/125 с лучше всего избегать, особенно в тех случаях, когда к точности воспроизведения цветов предъявляются повышенные требования (например, при съемке портретов).

Зависимость от условий обработки

Цветные фотоматериалы, особенно обращаемые, требуют точного соблюдения технологических режимов их обработки. Это относится к составу всех обрабатывающих растворов, их температуре и времени обработки в каждом из них. Большое значение имеет соблюдение требований к режиму промежуточных промывок. Только при строгом соблюдении всех требований к обработке, выполнении рекомендаций заводов-изготовителей на цветных обращаемых пленках удается .получать хорошие результаты. Особенно чувствительно к нарушениям режима черно-белое проявление—первая операция обработки. Даже небольшие отклонения в темпе