Сделай Сам (Знание) 1991-02, страница 29дов, снятых в пасмурную погоду, будет существенно ниже, чем при солнце. Это, как правило, не портит снимки, а иногда даже помогает лучше передать на них состояние природы в хмурый, пасмурный день. Общий интервал яркостей при таком освещении снижается, так как густые тени в этом случае отсутствуют, что облегчает условия съемки. В случае сильного тумана на цветные пленки снимать не стоит, так как он очень сильно «разбеливает» цвета. Приемлемый результат получается только в том случае, если туман не слишком густой, а в кадре на переднем плане присутствуют ярко окрашенные предметы. Когда солнце закрыто легкими полупрозрачными облаками, возникают очень выгодные для цветных съемок условия освещения. Резкие и плотные тени при этом отсутствуют, поскольку эти участки хорошо высвечиваются рассеянным светом, а интенсивность освещения бывает достаточной для получения на слайдах удовлетворительной насыщенности цветов. Поскольку свет солнца, проходящий сквозь легкую пелену облаков, имеет все же какую-то направленность, он хорошо рисует объем и формы предметов, чего не бывает при полностью рассеянном освещении. Съемка при сумеречном освещении. Такое освещение возникает незадолго перед восходом солнца или вскоре после его заката. Оно тоже относится к категории «эффектного» освещения, так как позволяет при определенных условиях «случать выразительные снимки с элементами художественности. Съемка в условиях сумеречного освещения, помимо трудностей, связанных с низким его уровнем, имеет ряд других особенностей, которые приходится учитывать. Период, во время которого съемка вообще возможна, очень короток. Если в северных районах период зари длится относительно долго, особенно в пору «белых ночей», то в средней полосе и на юге он весьма скоротечен. Изменения яркости неба и облаков, так же как и смена красок, происходят в течение короткого отрезка времени и наиболее эффектные и красочные моменты продолжаются иногда всего несколько минут. Поэтому к таким съем кам надо готовиться заранее: проверить аппаратуру, выбрать наиболее выгодное направление съемки, оценить вероятную экспозицию. Наиболее привлекательным на таких снимках выглядит небо, когда на нем участки облаков подсвечиваются ушедшим за горизонт солнцем. Поэтому экспозиция выбирается с расчетом наилучшего воспроизведения на слайде именно этой картины, не допуская переэкспонирования неба. Только при этом условии удается воспроизвести на снимке все богатство цветовой палитры любого эффектного момента в природе. Малейшая передержка ведет к падению насыщенности прежде всего красного цвета, и такие слайды сразу же теряют свою привлекательность. При такой экспозиции все объекты на земле получаются почти силуэтом, но это не портит снимков, особенно если большую часть кадра занимает небо. Иногда удается оживить такие снимки, включая в кадр отдельные источники света: фонари уличного освещения, светящиеся окна домов, костер и т. д. Очень выигрышно выглядят снимки, сделанные на воде, в которой отражается живописное небо. При наличии близко расположенного переднего плана можно для его подсветки воспользоваться лампой-вспышкой, что поможет несколько нарушить темное однообразие в изображении земли. Использование искусственного освещения В любительской слайдовой фотографии съемка при искусственном освещении не так популярна, как съемка иа природе. Иногда любители снимают при таком освещении портреты, натюрморты, делают цветные репродукции. В связи с тем что источники искусственного освещения часто очень сильно отличаются по спектральному составу света, при таких съемках используются как специальные фотопленки, сбалансированные к свету фотоламп, так и «дневные», например при съемке с лампами-вспышками. Поэтому знание спектрального распределения-энергии источника света, применяемого в каждом конкретном случае, обязательно, так как данное 28 |