Сделай Сам (Знание) 1992-04, страница 73Исключение полутонов — простейший вид фотографики, в котором изображение состоит всего из двух тонов: черного и белого. В художественной фотографии такие изображения используются относительно редко, поскольку получающиеся при этом снимки силуэтны и несколько тяжеловаты. Однако при удачно выбранном сюжете иногда удается добиваться хорошего выразительного результата. Процесс получения таких изображений несложен и сводится к преобразованию нормального исходного изображения полутонового негатива в предельно контрастное в результате его многократного копирования контактным способом на высококонтрастную фототехническую пленку. Обычно для этой цели используют пленку ортохроматической сенсибилизации, поскольку ее можно обрабатывать при темно-красном свете. Количество промежуточных негативов и позитивов, которые называют контр-а т и п а м и , зависит от контрастности исходного негатива и типа используемой фототехнической пленки. Чем контрастнее первоначальный негатив и чем контрастнее пленка, тем меньше потребуется контратипов. Если снимаемый сюжет предполагается выполнить впоследствии в стиле фотографики, выбирают наиболее контрастный вариант освещения, несколько сокращают экспозицию при съемке и проявляют негативы дольше обычного или в контрастноработающем проявителе. При этом не следует беспокоиться о том, что заметно увеличится зернистость негатива: на изображении, состоящем только из белого и черного, зерна не будет видно. В случае отсутствия фототехнической пленки можно воспользоваться позитивной пленкой МЗ-ЗЛ, которая имеется в свободной продаже. Эту пленку, хотя она и более контрастна по сравнению с обычными негативными, следует все же проявлять в контрастном проявителе, например Д-И. Последний дубль-негатив должен иметь высокие плотности светов и совершенно прозрачные тени. Если контраст полученного негатива оказался все же недостаточным, можно при печати взять контрастную фотобумагу и соответствующий позитивный проявитель. Фотоснимки, выполненные в этой технике, лучше воспринимаются, если в них преобладает какой-либо один тон — черный или белый. Сюжеты, в которых черных и белых элементов приблизи тельно поровну, смотрятся несколько хуже, что необходимо учитывать, выбирая объект съемки. Псевдосоляризация дает возможность получать необычные, иногда очень художественные фотографические изображения, отличающиеся оригинальностью, поскольку их практически почти невозможно повторить. Даже у самого автора каждое из получаемых изображений всегда отличается одно от другого, так как характер картины при этом зависит от множества факторов. На рис. 1 и 2 приведены фото, выполненные методом псевдосоляризации (здесь и ниже фото автора). Процесс псевдосоляризации заключается в печати изображения с негатива (или диапозитива) на фототехническую пленку, неполном ее проявлении, засвечивании полученного изображения слабым рассеянным светом и окончательном повторном проявлении. После этого пленка промывается, фиксируется и подвергается обычной окончательной промывке и сушке. Полученный негатив обычно ретушируется с целью заделывания на нем прозрачных точек, которые на окончательном позитиве трудноустранимы. Получаемое при этом изображение выглядит несколько необычно, поскольку занимает промежуточное положение между позитивным и негативным, причем часть мелких деталей на нем исчезает, а более крупные оказываются окруженными черными или белыми контурными линиями. Исходным изображением для получения псевдосоляризации служит контрастный диапозитив, который получают путем контактной печати с обычного негатива на фототехнической или позитивной фотопленке. Можно в качестве оригинала воспользоваться цветным слайдом. 72 |