Сделай Сам (Знание) 1992-04, страница 74

Сделай Сам (Знание) 1992-04, страница 74

При этом отпадает необходимость в дополнительной операции по изготовлению контрастного диапозитива, поскольку цветное изображение по своей природе достаточно контрастно. С полученного исходного диапозитива или слайда на контрастной фототехнической пленке проекционным способом печатают рабочий негатив, который должен иметь размер не менее 6*9 см. При негативе меньшего размера контурные линии при последующем увеличении получаются излишне толстыми, грубыми, и окончательное изображение вследствие этого теряет привлекательность. От продолжительности экспозиции при печати рабочего негатива и продолжительности первого, неполного, проявления зависит характер окончательного изображения. Дать конкретные рекомендации по этому вопросу трудно, так как все определяется плотностью и характером исходного диапозитива, а также художественным замыслом автора. В качестве исходной величины можно взять экспозицию, которая при нормальном полном проявлении обеспечивает получение хорошо детализированного негатива. Первое проявление заканчивают существенно раньше, чем произойдет полная проработка деталей на нем. На этом этапе в основном закладывается будущий характер окончательного

Р и с 1 После шторма (псевдосоляризация)

изображения, поэтому обычно делается несколько различных рабочих негативов, отличающихся друг от друга как экспозицией при их печати, так и степенью первого проявления. Тем не менее следует придерживаться правила, которое требует, чтобы на рабочем негативе после первого проявления наряду с темными участками оставались и светлые, с непроявлен-ной эмульсией. Затем негатив промывают 1...2 мин в проточной воде, кладут эмульсией вверх на чистую ровную поверхность, тампоном из мягкой неворсистой ткани удаляют с его поверхности капли воды и подвергают кратковременной засветке. Для этого лучше всего воспользоваться матовой электролампой мощностью 15...25 Вт, расположенной на высоте около 2 м от поверхности стола. Можно производить засветку негатива, помещая его в кювету с водой. Длительность засветки зависит от светочувствительности используемой фототехнической пленки, степени проявленности изображения, а также от того, какой характер должно по замыслу автора носить окончательное изображение. При короткой засветке обращения тонов почти не происходит, контурные линии выявляются слабо. Избыточная засветка может

Р и с .2. В алтайской тайге (псевдосоляризация)

73