Сделай Сам (Знание) 1995-02, страница 15туры, это, конечно, совершенно необъятная тема, в которой можно утонуть, то погружаясь в глубины веков, то ныряя в бесконечном, даже утомительном многообразии сегодняшней текстильной продукции. Впрочем, далеко не все материалы, сходящие с фабричных станов, следует называть тканями; существуют нетканые полотна, образованные не привычным переплетением основы и утка, а другими способами; есть трикотажные полотна, пленочные материалы; для скрепления элементов может применяться клей, например, в искусственных мехах. Неутомимая творческая мысль дизайнеров то и дело нас изумляет и заставляет раскошеливаться на что-нибудь самое-самое... Впрочем, с этим не стоит слишком спешить, надо прежде прикинуть, насколько новое будет совместимо с вашим гардеробом, с вашей личностью, как удастся сладить с неизвестным материалом, какова его пластика (плотность, тяжесть, жесткость, воздушность, мягкость, драпи-руемость, эластичность), каковы практические свойства (прочность, окраска, сыпучесть, сминаемость, отношение к утюжке и стирке, какие к нему нужны нитки и прочие принадлежности); есть еще один термин — «туше», это слово французское, означает ощущение кожей, прикосновение; ведь правда, мы всегда должны потрогать материал, чтобы узнать о нем сразу очень многое? Те запасы, которые у вас имеются, рассортируйте по составу (хлопок, шерсть, шелк, смесовые), по цветам, по назначению (для верхней одежды, легкие, подкладочные). Не пренебрегайте и «нафталиновыми» отрезами, и старыми вещами — рано или поздно все пойдет в дело. Более подробный разговор будет у нас о материалах дополнительных, вспомогательных, подсобных. Начнем с подкладочных тканей. Конечно, мы не ставим задачу все их перечислить, остановимся на основных разновидностях. Классический, традиционный материал на подкладку — это разные сорта саржи, атласа. Назначение подкладки двоякое: она прикрывает с изнанки всю «кухню» шитья и дает скольжение, чтобы легче надевать и снимать одежду. При выборе подкладки нас прежде всего интересует цвет (в тон, немного темнее или светлее, цветная, контрастная, переливчатая — «шанжан», узорчатая, набивная). Особенно тщательно надо выбирать подкладку к вещам из белой, светлой тка ни, которая просвечивает. Затем мы выясняем ширину подкладки и начинаем вычислять, сколько ее понадобится. Дать здесь какие-то однозначные рекомендации трудно; если вы шьете по готовым выкройкам, при них есть указания о метраже тканей; если вы кроите самостоятельно, используйте самый точный способ: отметьте на полу, на газетах ширину ткани или подкладки и разложите все лекала (то же можно сделать в масштабе 1:4, как делают учебные чертежи). Напомним о главных отличиях лекал подкладки от основных деталей. У пальто и пиджака подкладка полочек доходит только до подбортов; зато на спинке делают складку для свободного объема; двух-шовные рукава кроятся иначе, чем «верхние». Подкладка брюк кроится в поперечном направлении, т.е. долевая по горизонтали; на брюки нужно 1,3—1,5 м подкладки, если из нее же будут карманы (для них бывают и специальные прочные ткани, от простых хлопковых до элегантных нейлоновых). Подкладка юбки может быть короче и можно обойтись одним швом, но если она не проходит по ширине, то не пытайтесь кроить поперек — для юбки это будет неправильно, все равно придется купить две длины. Вообще в любом случае лучше взять подкладки больше, чем необходимо, конечно, это расход, но куда обиднее столкнуться с нехваткой десяти сантиметров; остатки всегда пригодятся. Вот несколько приемов, которые облегчат раскрой* подкладки из скользящей ткани. На столе (или на полу) расстелите байковое одеяло, полотно, брезент. Отрез сложите лицом внутрь (иногда удобнее лицом наружу, если материал уж очень скользкий). Согнуть можно вдоль, если ширина 120 см и более, а если меньше, возможно, лучше согнуть поперек, чтобы выгоднее разместить лекала; какая-нибудь деталь может занять место и на самом сгибе, когда мы выкроим все остальное и развернем остаток. Ткань приколоть к настилу, аккуратно совмещая кромки и следя за совпадением уточной нити (при этом на концах отреза могут получиться перекосы и потери, вот почему еще всегда надо покупать не «в обрез», а с запасом); разложить и приколоть лекала. Обвести контуры тонким мелом или резцом (зубчатым колесиком), который оставит след сразу на двух слоях ткани — * Общие правила раскроя будут рассмотрены в следующем номере. 14 |