Сделай Сам (Знание) 1995-02, страница 18выбор) и как с ними работать? Прежде всего учитываем свойства основной ткани, назначение изделия: если это «серьезное» пальто из драпа — прокладки поплотнее, поустойчивее (но при современном подходе к одежде давно отказались от «бронированных футляров»; тем более в облегченных, молодежных моделях не нужны массивные прокладки); слишком грубая, негибкая прокладка покоробит изделие, лишит ткань ее пластичности. Жесткая, иногда строченая вдвое-втрое основа нужна для обтяжного пояса-ремня. Если мы шьем крепдешин, шифон, искусственный шелк, батист и маркизет — можно подойти по-разному: когда воротничок, планка, манжеты нужны плотнее всего остального — возьмем прокладки средние по толщине; а когда нужно сохранить мягкость и в то же время укрепить детали — выберем наиболее рыхлые. Повторим — и те, и другие могут быть с клеем и без него; просто будет разница в технологии обработки. К трикотажу можно подобрать эластичную прокладку, тоже трикотажную. Вообще в разных частях вещи могут быть разные прокладки. Несколько слов о прокладках для самых тонких, воздушных, прозрачных тканей. Если есть возможность — поищите специальные, тоненькие, полупрозрачные, сдержанно-цветные; они бывают (в основном зарубежные) всех видов по составу, фактуре, с клеем и без. Если ничего такого нет — найдите батист, маркизет (то-есть используйте основной материал и как прокладку) ; для синтетической ткани подойдет тонкий капрон, нейлон, в том числе старые вещи. Можно слегка тонировать прокладку — чаем, кофе, отваром дубовой коры, других растений, слабым раствором анилина (с учетом будущей стирки). Иногда мода предписывает, чтобы вещь была «вялая» или мятая — тут опять можно взять на прокладку «собственный» материал или другой мягкий текстиль без клея; а то и обойтись без всяких прокладок. Никогда не берите для тонкой ткани грубую, жесткую прокладку — если нужна значительная жесткость, попробуйте наклеить поочередно два слоя тонкой, одну с припусками на швы, другую без них. Еще одно: точки клея могут проступить на лице ткани — заменяем неклеевым материалом; или приклеиваем к нижним, невидимым частям, деталям; или склеиваем вдвое, клей на клей, два тонких слоя и используем прокладку как неклеевую. Основная разница в работе с клеевыми и неклеевыми прокладками: клеевые, как правило, выкраивают без припусков на швы, наклеивают на изнанку основной детали и затем стачивают с другой деталью, пользуясь контуром прокладки как линией строчки (сама прокладка в шов не входит); в некоторых случаях прокладку продлевают до самых срезов, чтобы укрепить низ рукава, шлицу (рис. 12) без дополнительных слоев; неклеевые прокладки выкраивают одного размера с основными деталями, стачивают вместе с ними, затем припуск прокладки срезают у самой строчки, оставляя не более 1 мм; конечно, их заранее приметывают. Работа с неклеевыми прокладками требует большего умения — многослойные детали при вывертывании, перегибании будут деформироваться, если не соблюсти определенных правил кроя, сметывания, стачивания (об этом в дальнейшем будет рассказано подробнее). Каждый вид клеевой прокладки следует прикреплять согласно надписям на упаковке, на кромке материала. Если нет указаний — проверяйте на кусочках; обычно нужно держать умеренно нагретый утюг примерно 8 секунд на одном месте, затем переставить рядом; закрепив по всей площади (начинать от середины), пройтись еще раз (скольжением), можно Рис. 12. Прокладка двухшоаного рукааа 17 |