Сделай Сам (Знание) 1996-02, страница 55равнивают шлифовкой. Деревянную поверхность, как в нашем случае, выравнивают, нанося слой мела, смешанного с клеем. Золочение по масляному грунту целесообразно применять главным образом тог-да, когда рама или какой-либо другой предмет подвергается атмосферному воздействию. Второй способ — золочение по полименту. Он более трудоемкий, зато позолота получается красивее, так как золото можно полировать до сильного блеска Этот способ золочения применим только на тех материалах (дерево, пергамент), на которые можно нанести меловой клеевой грунт либо тонкую известковую или гипсовую штукатурку, а уже сверху тонкий слой полимента. Состав мелового клеевого грунта: 2 ч. мела + 1 ч. раствора кожного клея (соотношение сухого клея и воды 5:100). Достаточно толстый и тщательно отшлифованный меловой грунт покрывают пленкой клеевого раствора (соотношение с водой 7:100) и после высыхания последнего наносят полимент. Он представляет собой отмученную красную глину (красный армянский болюс), в которую при кипячении с водою добавляют смесь небольшого количества (0,04 от общего веса) в равных долях воска и марсельского мыла (это мыло готовят на основе оливкового или хлопкового масла). Бывает и готовый полимент в вице палочек или призм. Его измельчают и растирают либо с яичным белком (очень старый способ: на 0,5 кг полиментной глины берут белок от 15—25 яиц) или с раствором клея (соотношение с водою 10:100). Полимент можно приготовить также из обычной жирной глины. Предварительно ее замачивают в воде на месяц. Чем дольше она будет находиться там, тем лучше. Органические вещества в глине за это время разложатся и сгниют. Для очистки глины от песка и других крупных частиц се подвергают отмучиванию. Чем чище глина, тем лучше получится полимент. Кроме мыла, к глине прибавляют еще жир и воск. Один из старых рецептов полимента: глина — 1225 г, марсельское мыло — 42 г, свиное сало (несоленое) — 19 г, белый пчелиный воск — 26 г, спермацет — 13 г. Все эти вещества, за исключением глины, нагревают с водою до полного растворения. Затем размешивают с глиняным тестом, продолжая нагревать и стремясь получить густую сметанообразную массу. Другой рецепт приготовления полимента из болюса. Глину обливают водой. Она должна рассыпаться. Рассыпавшийся болюс растирают на камне. Затем эту массу величиной с орех подсушивают на стекле (вообще, следует заметить, что при изготовлении полимента удобно пользоваться стеклянной посудой). Подсушенные комочки болюса размещают в сосуде со спиртом до получения густой кашицы. Последнюю поджигают, помешивая. После выгорания спирта оставшийся болюс смешивают с тонкотертым графитом. На 500 г болюса берут 20 г графита. Далее сбивают белки от 10—12 яиц. С белком смешивают столько болюса, сколько необходимо для получения смеси, похожей на мазь. Теперь добавляют 24 г желтого воска и 2,5 г мар-сельского мыла при легком нагревании. Готовый полимент наносят волосяной кистью раза четыре. Один раз вдоль Рис. 20 После высыхания второй раз — поперек. Когда полиментный слой подсохнет, его полируют фланелевой тряпочкой. Теперь приступают к золочению. Приготавливают смесь из 2 частей воды и 1,5 части этилового спирта. Этой смесью равномерно, без нажима смазывают полиментный слой. Золотые листки кладут непосредственно на смоченную поверхность. Золотят так же, как и при первом способе. Полировать агатом начинают до того, как грунт подсохнет полностью. Для полировки золота, серебра, потали применяют специальные инструменты — лощила (рис.20). На рисунке мы видим два вида лощил: одно конусообразное, два других крючко-видные. Они устроены следующим образом. На деревянную ручку А насажен наконечник Ь длиной 4—5 см. В этот наконечник вклеивают агатовый зубок В. С помощью лощил полируют очень короткими движениями при определенном нажиме. Если полимент был приготовлен правильно, золото слегка уплотнится, приобретая сильный блеск. В заключение заметим, что золочение по полименту очень стойко, сохраняется долгое время. 54 |