Сделай Сам (Знание) 1996-03, страница 123

Сделай Сам (Знание) 1996-03, страница 123

ное проведение банкетов — алгоритм, выведенный в этих заметках, годится и для затей любого клуба, и для изысков массовиков-затейников.

Наша конечная задача — не РАЗВЛЕЧЬ, а ВОВЛЕЧЬ в праздник, в сотворение его. Не заманить прыгать в мешке наперегонки, а попытаться затронуть те творческие струнки души, которые помогут каждому разбудить, расшевелить в себе резвящуюся обезьяну или царицу бала (каждому на личное усмотрение).

И еще один принцип, избираемый нами: создание праздника среди потока повседневной жизни из подручных, а не специально привлекаемых средств.

Бессмысленно сегодня предлагать большинству людей праздник, который требует переключения в другой жизненный регистр, если у вас нет возможности частенько устраивать вечеринки. Но изредка можно позволить себе и бал, то есть широкое праздненство, требующее затрат. Подобно тому как Золушка тоже выезжала на бал, а не довольствовалась только вечеринками на кухне в кругу знакомого чайника и родного самовара.

Если вы правильно усвоите лежащие в основе этих рекомендаций методологические принципы, то сами будете не столько пользоваться готовыми сценариями, сколько создавать те или иные — по сути и духу оригинальные — праздники. «Оставайтесь с нами», как к месту и не к месту говорят в средствах массовой информации, если праздник для вас — это не разовое мероприятие, позволяющее снискать похвалы окружающих и засчитать очки вашему мелкому тщеславию. Не показуха при внутренней пустоте, не «шоу» для сторонних зрителей. Это — особое состояние души, целая школа жиз-нестроения, определенный принцип отношения к бытию, эмоциональный резервуар, помогающий генерировать бодрость и энергию

Что такое

праздничный настрой?

Прежде чем вступить в «кухню» сотворения праздничного действа, сошлемся на авторитет учения ведической кулинарии. Она тоже трактует, что прежде всего необходим соответствующий настрой. Это ведь именно целое учение, потому-то всем кулинарным описаниям предшествует рекомендация — отринуть все суетное, наносное и только в таком состоянии после внутренней подготовки бросать специи в кипящее масло.

Итак, мы уже можем вывести подкрепленный авторитетами ПРАКТИЧЕСКИЙ СОВЕТ: помните, что приближение праздника — активный волевой процесс. Его надо возжаждать всеми силами души.

Не просто покорно влачиться навстречу запланированной дате, как повинности (сын позвал вечером на день рождения весь класс и соседний двор впридачу; начальнику мужа непременно надо показать непринужденность домашней обстановки и семейное единомыслие и т.д.). Нужно ощутить настоятельную, неотложную потребность праздничной перебивки обыденного течения дел.

«Разжечь» себя можно по-разному. Нужно чутко прислушиваться к себе. Кто-то ощущает праздничный настрой от одного только звона хрустальной посуды, вынимаемой из буфета. У кого-то немедленная жажда действия появится от того, что вы обведете критическим взглядом давно не метеные углы, отбитую чашку в раковине — и немедленно броситесь к телефону, чтобы позвать на вечер гостей и некуда было отступать. Это совершенно неважно для конечного результата. А вы помните, разумеется, в чем наша конечная цель: достижение того самого состояния волшебной легкости, которое мы и называем праздником!

Мы должны давать себе трезвый отчет, что есть одна существенная материальная и социальная помеха нашему «праздни-кообучению». Хитрость западного мира, пришедшая к нам на волне рыночной перестройки, — заполнение быта морально устаревшими, масскультными (то есть рассчитанными на массовое, безликое, стандартизированное потребление), однако технологически вполне добротными моделями. Все эти Барби и турецкие платья массовых серий способствуют уподоблению человека винтику, не большему, чем во времена «Москво-швей» и кооперативов с Малой Арнаутской. При таком положении дел уникальное, нетиражированное — удел богатых. Такой вывод приносит с собой пассивное, механическое подчинение стандартам цивилизации.

Им не следует бездумно поддаваться и в то же время бесполезно и сопротивляться. Но мы считаем важным обратить ваше внимание на одну особенность XX века: несовпадение цивилизации и культуры. Уметь пользоваться холодильником или моющим пылесосом — это не значит быть одухотворенным, культурно развитым человеком. Мы будем исходить из приоритета культуры над цивилизацией, отдавая, тем не менее, последней должное. Ведь именно одним из проявлений культуры является та душевная грация, тот «эмоциональный витамин», который вырабатывается в умении радушно, хлебосольно, с «изюминкой» принять гостей, отметить то или иное семейное событие.

122