Сделай Сам (Знание) 1997-02, страница 103Цветные рассказы Эта игра так же преследует цель раз-пития детского литературного творчества. В отличие от предыдущей игры, в качестве исходного наглядного материала детям предлагают полоску бумаги, состоящую из 8-10 квадратов различных цветов, расположенных в два ряда, на основе которых, собственно, и придумывается рассказ или сказка. Игра протекает следующим образом: детям предъявляют цветную полоску, указывают на верхний крайний квадрат и спрашивают: «На что он похож? Что бывает такого цвета?» Опираясь на детский ответ, взрослый придумывает первое предложение, а все остальное сочиняют дети на основе ассоциаций каждого следующего цветного квадрата с реалиями окружающего мира. Например, детям предъявлена полоска, состоящая из: 1 (верхний ряд) — зеленый, голубой, желтый, белый квадраты; 2 (нижний) ряд — коричневый, красный, оранжевый, фиолетовый квадраты. Произведение может выглядеть следующим образом' «Зеленый лес приветливо шелестел листвой. Голубое небо над лесом было чистым и прозрачным, а ослепительно-яркое, желтое солнце обогревало своим теплом каждого, кто попадал под его лучи. На ветке белой березы расположилась лесная птаха. Почистив свои коричневые перышки, она весело запела, встречая новый день. Лесные жители встретили ее пение одобрением: земляника повернула свои красные головки к солнышку; оранжевые лисички-сестрички дружно затараторили, рассказывая друг другу свои сны; жук, расправив свои прозрачные фиолетовые крылышки, полетел по делам... Лес наполнился звуками, и начался новый день». Одна восьмицветная полоска позволяет придумывать множество рассказов, так как, во-первых, сколько людей — столько и рождается различных ассоциаций по цвету; во-вторых, саму полоску можно по-разному поворачивать и начинать рассказ с любого цвета. Полоска может быть преобразована и в цветик-семицветик (вось-мицветик и т.д.), а в дальнейшем для сочинительства возможно использование наборов из разрозненных цветных квадратов, выбор определенного количества которых может осуществляться наугад (например, из набора 40—50 квадратов отбирается для рассказа всего 6—10, сам же отбор ребенок производит вслепую, не зная заранее какие именно цвета ему попадутся). В качестве усложнения игры имеет смысл предложить ребенку опираться на ассоциацию цвета с настроением. ситуацией в процессе создания литературного произведения. Небылицы Эта игра знакома каждому человеку с детства. Она развивает не только воображение, мышление и речь, но и формирует здоровое чувство юмора. Вспомните, как когда-то собирались за столом несколько закадычных друзей-подростков, брали в руки бумагу и ручки, и начиналось «круговое творчество»: писали ответ на один из игровых вопросов прятали его, закручивая бумагу, передавали одному из товарищей, а сами получали точно такой же лист с ответом одного из друзей, на котором помещали ответ на следующий вопрос... и так несколько раз. В итоге получался смешной рассказ-небылица. Такая же игра может быть с успехом организована и с дошколятами, даже если они не умеют писать. Вместо бумаги и ручек детям раздают по одной картинке с предметным или сюжетным содержанием. Задают игровые вопросы («Кто?», «С кем?», «Когда?», «Зачем?», «Куда?», «Что делать?», «Что из этого вышло?» и т.д.), а дети по очереди отвечают на них, опираясь на свои картинки. Взрослый может записывать детские ответы и затем зачитать все придуманные в ходе игры истории-небылицы. Изобретатели В основу этой игры положен метод фокальных объектов, суть которого заключается в перенесении качеств различных объектов на исходно выбранный предмет. Например, вы с детьми решили придумать необычный стул. Стул как раз и будет тем предметом, помещенным в фокус изобретательской деятельности детей, на который будут перенесены качества и свойства других объектов. Детям предлагают назвать два-три слова, совершенно не имеющих никакого отношения к стулу. Допустим, дети придумали слова «кошка» и «книга», к которым необходимо подобрать по 4—5 качественных характеристик. Кошка — ласковая, пушистая, разноцветная, мурлыкающая; книга — приключенческая, иллюстрированная, интересная, подарочная. После того как подготовительная часть будет закончена, приступают к основной части игры, самой интересной, — придумыванию нового 101 |