Сделай Сам (Знание) 1998-01, страница 28краской, чтобы при резьбе не сбиться в целом ряде переведенных линий. Лучше всего поверхность орнамента (он остается в виде печатной формы) покрыть слабым раствором какого-лйбо красящего вещества — можно даже акварельной краской или марганцовкой, чтобы не ошибиться при резьбе. Затем начинается очень важный процесс — надсечка рисунка. Здесь очень важна аккуратность и точность глаза и руки. Весь контур обводится «вставочками» (таково название инструментов у мастеров набойки) разными по ширине и величине с вогнутым и прямым лезвием. То есть берется режущий инструмент по дереву типа штихелей и стамесок. Резчик обходит все границы переведенного рисунка так, чтобы контур был ровным, без заусенцев и образовывал одну непрерывную линию. Когда контур обойден, то необходимо начать следующую операцию: надо выбирать фон из доски, оставив неприкасаемой плоскость обойденного узора. Фон подкалывается стамесками, снимая слои его до нужной глубины: от нескольких миллиметров до нескольких сантиметров. Оставшиеся углубления — ямки, неровности заглаживаются обушком стамески, гладилкой, лопаточками. Если фон имеет большое пространство, то углубления делают довольно глубокими, а в малых пространствах — совсем небольшими. Так как при печатании воздух может втянуть ткань, и она испачкается краской, набранной на форму, — исказится рисунок. Выбранный и зачищенный фон и всю форму покрывают и пропитывают лаком. Раньше это был шеллак, растворенный в древесном спирте, сейчас можно использовать политуру, продающуюся в'магазинах хозтоваров. Пропитывают несколько раз. Сначала слабым раствором, чтобы он прошел возможно глубже в поры дерева и защитил его от действия влаги при работе красками. После нанесения нескольких слоев лака (политуры) форма приобретает желтовато-коричневую блестящую поверхность. Надо дать ей хорошо просохнуть. Теперь берется стеклянная бумага, то есть наждачная бумага со стеклянной крошкой, продающаяся в магазинах стройматериалов, ею обертывается небольшая ровная дощечка. Можно стек лянную бумагу очень ровно наклеить на деревянного доску. Стеклянной бумагой счищают лак с выпуклых мест формы. После этого к очищенным от лака местам краска пристает очень хорошо, а края формы и фон (углубления), покрытые лаком, остаются защищенными. Приготовленная таким образом форма опиливается кругом под углом 45 — 60°, а с обратной стороны в ней делаются два отверстия — ямки для того, чтобы набойщик мог взять форму и работать с ней. Другим вариантом может быть прибивание полоски кожи или другого пластичного и прочного материала, под который пропускается рука мастера при работе. Боковые части и обратная стороны (затылок) формы окрашиваются масляной краской для предупреждения от расклеивания дерева. В XVII—XVIII веках иногда формы делались двусторонними: резьба занимала как лицевую, так и затылочную часть. Вот деревянная форма для работы и готова. Эта форма годится для набивания только одной краской. Если мы хотим сделать многоцветную набойку, то для каждой краски делается своя отдельная форма. Сколько цветов — столько и досок. Вспомните какими многоцветными бывают павлово-посадские платки. Этот вид набивания наиболее сложен. И даже у опытных мастеров бывают сбои при многоцветной печати: сдвигаются доски, и краски «наезжают» друг на друга. Узор выходил чистый — края одного тона не закрывались другой краской, на углах деревянной формы делают выступающие над поверхностью рисунка небольшие иголки. По этим иголкам ориентируется мастер при набивании — отдельные части форм попадают именно на те места, которые им предназначены. Чтобы каждая краска попала на свое место, иголки на формах делаются с таким расчетом, чтобы набойщик мог ставить каждую следующую форму в точки, оставленные предыдущей формой. То есть во всех сделанных формах, сколько бы их ни было, иголки должны быть в одних и тех же точках. Иногда обходятся при набивании узора и без иголок, руководствуясь выдающимися углами формы или выступающими частями узора. Мы рассказали о сложном и важнейшем процессе изготовления формы для 26 |