Сделай Сам (Знание) 1998-01, страница 49ного кваса, чтобы соус получил кисловатый вкус. Добавить 5 горошин душистого перца и 5 — горького, 1 измельченную печеную луковицу, прокипятить, положить несколько столовых ложек тертого ржаного хлеба — с учетом того, что соус не должен быть слишком густым; размешать, еще раз вскипятить, дать настояться. Старинный курник Замесить тесто из 2 яиц, 100 г сливочного масла, 200 г сметаны, 0,5 ч. л. соли и 400 г муки. Раскатать 2 разновеликие лепешки. Из большой раскатать лепешку толщиной около 1 см, положить ее на сковороду так, чтобы стенки последней были закрыты тестом. Приготовить начинку: курицу отварить в небольшом количестве соленой воды, разрезать на куски, удалить кости; сварить кашу из 1 стакана гречневого продела с 0,3 л воды, 2 ст. л. сливочного масла и солью, остудить, смешать с 4—5 мелко изрубленными крутыми яйцами и зеленью укропа. На уложенную в сковороду большую лепешку теста положить половину приготовленной каши, на нее — куски курицы, потом остальную кашу, сверху посыпать укропом, закрыть второй лепешкой, защипать края. Посредине пирога проткнуть отверстие, влить в него немного куриного бульона, верх смазать яйцом и поставить в духовку на 45 минут. Более точно на готовность пирога укажут следующие признаки: фарш должен закипеть, а сам курник — легко отставать от сковороды. К ржаной муке грубого помола прибавить исландский мох (лишайник) и лист черной смородины. Размолотую рожь соединить (1:1) с измельченным и вымоченным в воде сухим исландским мхом, залить кипятком (1 ведро на 1 кг смеси). После охлаждения добавить дрожжи. Оставить для сбраживания на 6 часов, добавить горсть черной смородины и оставить для настаивания еще на два-три часа. Процедить и перелить в дубовый бочонок. Вымачивать исландский мох надо не менее двух суток, меняя воду два-три раза в день, пока не исчезнет горечь. Почитай старый уклад... Только первые восемь лет царствования второго царя из Дома Романовых прошли относительно спокойно, остальное время, отведенное Алексею Михайловичу судьбой, было нелегкой порой для Русского государства: долгие и трудные войны, постоянные внутренние смуты и беспорядки, безденежье — таким было его время. А между тем, отмечает история такого добродушного ласкового и приветливого ко всем государя до тех пор еще не знала. И двух мнений о личных качествах Алексея Михайловича не было. «Алексей Михайлович бесспорно представлял самое привлекательное явление, когда-либо виденное на престоле царей московских», — утверждал русский историк той поры. Немецкий купец Рейтенфельс писал из Москвы на родину: «Алексей Михайлович такой государь, какого желают иметь все христианские народы, но немногие имеют». Даже вовсе не расположенный к царю англичанин Коллинс не мог отозваться о нем, как о «добрейшем и мудрейшем государе». И, конечно же, недаром еще при жизни получил он прозвание Тишайшего. Правда, как все добрые люди, и он бывал вспыльчив, по склонности к шутке и веселью порой над кем-нибудь и пошутит жестоко, но тут же старался загладить нанесенную обиду, смягчить неловкую выходку свою. Наружность царя, по описанию современников, соответствовала его нраву. «Белолицый, с проницательно-голубыми глазами и темно-русой, слегка рыжеватого оттенка бородой, довольно высокий ростом и крепкого телосложения, благодаря частому пребыванию на свежем воздухе во время соколиных охот, цветущий здоровьем царь Алексей Михайлович всем своим видом производил величественное и вместе с тем приятное впечатление на всех окружавших». И внешний этот облик государя способствовал всей той торжественности, что совершалась при церемонии во время больших праздников, при приемах иноземных послов и своих бояр и особенно при царских выходах в церковь. Все это делалось при нем по строго установленному чину и гораздо торжественнее и пышнее, чем прежде. Вся жизнь царя тоже представляла как бы стройный обряд. И свято почитая все заветы старины, любил он древнерусский уклад жизни. Почитание заветов предков и добродушие государево особливо сказывалось в домашнем обиходе: был он прекрасным семьянином и жил со своей супругой Марией Ильиничной душа в душу. Когда не было праздничных обедов или торжественных столов, которые по обычаю призывали го 47 |