Сделай Сам (Знание) 1998-01, страница 50сударя делить трапезу и пировать в кругу боярства и иных чинов, он всегда обедал вместе с царицею. Повседневные столы накрывались иногда в комнатах государя, иногда в царицыных хоромах. И представляли они образец умеренности и простоты. По свидетельству иноземцев, «к столу Алексея Михайловича подавались всегда самые простые блюда, ржаной хлеб, немного вина, овсяная брага или легкое пиво с коричным маслом, а иногда только одна коричная вода. Но и этот стол не сравнится с теми, которые государь держал во время постов...» А другой дополнял: «Великим постом царь Алексей обедал только три раза в неделю, а именно: в четверг, субботу и воскресенье, а остальные же дни кушал по куску черного хлеба с солью, по соленому грибу или огурцу и пил по стакану пива. Рыбу он кушал лишь два раза в Великий пост и соблюдал все семь недель его. Кроме постов, ничего мясного не ел по понедельникам, средам и пятницам; одним словом, ни один монах не превзойдет его в строгости постничества. Можно считать, что он постился восемь месяцев в году». Впрочем, несмотря на такое постничество, за обеденным столом государя в мясные и рыбные дни подавалось семь-де-сять блюд, но почти все они расходились на подачи боярам и другим лицам, которым государь рассылал их, как знак своего благоволения и почести. Для близких лиц иногда сам выбирал их любимое блюдо. Подавались сначала холодные и печенья (печеные), разное тельное, потом жареное, и затем уж похлебки и уха или ушное. Порядок комнатного стола соблюдался неукоснительно: стол накрывали дворецкий с ключником. Они настилали скатерть и ставили судки — солоницу, перечницу, уксусницу, горчичник, хреноватик. В комнате перед государевой столовой накрывался кормовой поставец — стол для дворецкого. В присутствии дворецкого или стряпчего всякое блюдо, как только отпускалось оно с поварни, прежде отведывал сам повар. Затем блюда принимали ключники и несли во дворец во главе со стряпчим, который охранял кушанье. Ключник, подавая его на поставец дворецкому, также сначала отведывал его, за ним — и дворецкий, всяк со своего блюда. И только после этого блюдо сдавалось стольнику, который и нес его государю. Он держал его в руках, ожидая, когда потребуют. Момент тот наступал, и яства, и питие принимал уже 48 кравчий, охранитель стола, особо доверенный государев человек, прямо подававший кушанье государю, конечно, предварительно также его вкусив. Подобное происходило и с винами: прежде, нежели они доходили до царского чашника, их множество раз отливали и пробовали. Чашник держал кубок во время всего застолья, и всякий раз, как государь спрашивал вина, отливал в ковш и предварительно выпивал сам. Для вин устраивался особый питейный поставец — стол с полками, красиво изукрашенный. Все это делалось для охраны царева здоровья от порчи, а предосторожность в этом все еще не была излишней. В дни обычные Алексей Михайлович тоже следовал обычаям и вкусам предков. Готовились всевозможные водицы, легкая брага и старый мед, до которого царь был охоч. Не забывали при дворе и русские квасы, причем, отменного качества. Рассказывали, будто как-то на докладе царю из домового дворца было указано, что квасы, что там варили на царский обиход, не удались а один сорт кваса вышел так плох, что разве только стрельцам споить. Царь на доклад сей разгневался и указал раздраженно докладчику: «Сам выпей!» Благодаря высокому искусству мукомольного дела на Руси, при «Тишайшем» постоянно совершенствовался и расширялся ассортимент печеных хлебов. В эти времена насчитывалось 25 сортов ржаной и 30 сортов пшеничной муки. Русские тестоводы и пекари, мукосеи и калачники так преуспели в мастерстве своем, что нередко послы других государств отправляли российский хлеб в качество особого лакомства к европейским дворам. Хлеб при Алексее Михайловиче, как, впрочем, и всегда на Руси, имел особую цену. По большим церковным праздникам па/приарх присыпал государю из собора «укруги хлеба и целый хлеб». Да и сам царь в Великий пост раздавал боярам и прочим чинам помимо иного те же «укруги» — «братские калачи», то есть. Пеклись калачи и к цареву столу. Чаще это быпи калачи смесные. А назывались так оттого, что пеклись из смеси пшеничной муки с ржаной. И не из экономии вовсе, а ради особого вкуса. Московские пекари уверяли еще, что настоящие калачи можно печь только в Москве, на воде из Москвы-реки, другая вода, мол, для них не годится. Зимой московские калачи отправляли обозами прямо в далекую Сибирь. Их замораживали особым спосо |