Сделай Сам (Знание) 1998-04, страница 134

Сделай Сам (Знание) 1998-04, страница 134

Мешай дело с бездельем, проживешь век с весельем

Пожалуй, для предков наших, да и для нас тоже зимние праздники — самое веселое и беззаботное время года.

Встарь отмечал эти дни простой люд безудержным весельем, сопровождающимся катанием с гор на санках и катанием на коньках, добрыми пожеланиями колядующих и разбитными шутками ряженых... Ближе к весне и Масленице устраивались проводы зимы с катанием на тройках и взятием снежных крепостей.

Конечно, особое удовольствие от этих увеселений получала детвора, но и обычно занятые взрослые в эти дни старались забыть о повседневных заботах и примкнуть к малышам...

«...Вчера к вечеру Пахом смастерил Никите, по особенной его просьбе, скамейку. Делалась она так: в каретнике, на верстаке, среди кольцом закрученных, пахучих стружек Пахом выстрогал две доски и четыре ножки, нижняя доска с переднего края — с носа — срезанная, чтобы не заедалась в снег, ножки точеные, в верхней доске сделаны два выреза для ног, чтобы ловчее сидеть. Нижняя доска обмазывалась коровьим навозом и три раза поливалась водой на морозе — после этого она делалась как зеркало, к верхней доске привязывалась веревочка — возить скамейку, а когда едешь с горы, то править» ~ такое описание старинного «изобретения» находим мы в повести А. Толстого «Детство Никиты», хотя для богатых домов более традиционными были другие зимние развлечения. Из них до наших дней дошли игра в «фанты» и маскарад, а вот почти забытый ныне котильон когда-то был не в меньшей моде, чем нынешняя дискотека.

Помните в «Евгении Онегине»:

В негодовании ревнивом

Поэт конца мазурки ждет

И в котильон ее зовет.

Котильон — это довольно свободный бальный танец, в котором нет строго обязательных танцевальных па, наоборот, выбор фигур и различные вставные номера ограничиваются лишь фантазией танцующих. Это может быть и общий хоровод, и чередование танцев с играми, и разыгрывание небольших сценок.

Если решитесь оживить старинную забаву аристократии, можете включить в нее несколько увеселений, особенно интересных в большой молодежной компании.

«Зеркало». Девушка садится на стул, держа в руках зеркальце. Сзади к ней по одно

му подходят молодые люди. Девушка видит их в зеркале и, если ее не привлекают кавалеры, «стирает» их изображение. Так продолжается до тех пор, пока она не изберет счастливца, которому подарит следующий танец. Тогда она оставляет зеркало и платочек на стуле для следующей «разборчивой невесты» и идет танцевать.

«Золотой ключик». Девушки садятся на стулья, «приковываясь» к ним бутафорской бумажной цепью с большим картонным замком. Выручить пленницу можно, только подобрав соответствующий ключик, но все ключики, розданные молодым людям, должны быть разной формы и величины — каждый подходит только к одному замку. Это нужно определить как можно быстрее. Тот, кто первым освободит «пленницу», получит приз и... танец.

«Радуга» поможет определить, кого же пригласить на танец. Хозяйка вечера держит высоко над головой «радугу» разноцветных лент — столько, сколько пар гостей будет танцевать. Гости берутся за кончики лент, хозяйка отступает, и получается, что каждая лента одного цвета соединила будущих партнеров.

«Коварство или любовь?» Как относится девушка к кавалеру, в новогоднем котильоне можно было определить так: загодя приготовлялись небольшие атласные бантики разных цветов, каждый на небольшой булавочке. Танцуя, девушка незаметно прикалывала бантик на спину партнера. К концу танцев, как рассказывали очевидцы, спины юношей походили на цветные клумбы, в которых красные банты означали любовь, зеленые — обнадеживали, голубые — обещали вечно помнить, желтые — увы, не предвещали ничего хорошего... А можно было сделать и комбинированные «признания» — красно-зеленые, зелено-голубые, наконец, желто-голубые...

Изрядно устав в танцах, увлекались более спокойным занятием, например, игрой в фанты или устраиванием своеобразного шуточного «допроса». Для него, опять же заранее, надо приготовить ^бумажки со смешными вопросами и отдельно от них — с ответа-

133