Сделай Сам (Знание) 1998-04, страница 85

Сделай Сам (Знание) 1998-04, страница 85

Рис. 3

диции. Главный закон построения орнамента — органическая связь с поверхностью предметов, подчеркивание его конструкции, красоты формы. Проще говоря, выполняя изделие, размещаем орнамент на поверхности формы, создавая единую композицию, гармонию.

По построению орнамент может быть ленточным — повторение ритма по одной прямой, центрическим — украшение предмета в его центре, окаймляющим — выполнение ритма рисунка по краю предмета, геральдическим — изображения отдельных знаков отличий.

Орнамент может быть одноцветным, цветным, графическим — выполненным в несколько тонов. Например, наша соломка имеет золотистый цвет — от самого светлого до темно-охристого. Проглаживая поверхность обычным утюгом, можно добиться получения различных оттенков соломки. Более темные, коричневые тона получают, подкрашивая соломку краской — морилкой, цветные тона получают благодаря анилиновым красителям для ткани.

При составлении орнамента используют простой композиционный прием, при котором однородные элементы равномерно повторяются — чередуются в полосе узора, составляя раппорт. Чередование элементов раппорта различают по цвету и форме. В качестве примера можно предложить следующие упражнения:

1. Вырезанные из цветной бумаги листочки и кружочки составить в раппорт. Образованный элемент узора складываем (повторяем) по прямой, составляя ленточную композицию (рис. 2,а).

2. Из этих элементов нетрудно сложить

84

центрическую композицию в квадрате (рис. 2, б, в), в круге (рис. 2, г), в прямоугольнике (рис. 2, д), в овале, в треугольнике...

В одном случае нужно выделить середину, в другом — края, затем — углы или разбить плоскость на полосы, клетки и т.д.

Рис. 5