Сделай Сам (Знание) 1999-03, страница 93

Сделай Сам (Знание) 1999-03, страница 93

Крышку у внешнего ящика можно делать и не так, как показано на рисунке: она может просто накладываться на ящик, только тогда со всех четырех сторон ее надо туго притягивать к нему.

Внутренний ящик может быть разделен на два отделения двойной фанерной перегородкой. Пустое пространство такой перегородки тоже заполняется изоляционным материалом. В этом случае внутреннюю крышку следует делать не общей на оба отделения, а в виде двух отдельных крышек, плотно пригнанных друг к другу.

Для доварки пищи в термосе ее надо заготовлять следующим образом: в котел и кастрюлю с плотно пригнанной крышкой или сковородкой кладут сырое мясо и все другие сырые продукты, предназначенные для супа, в заготовленном виде, ставят на огонь и держат 20—30 минут после начала кипения; пену снимают, затем подправляют суп, плотно закрывают крышкой, дают еще раз вскипеть и опускают в термос. Через 3 часа суп готов и остается в термосе горячим 6—8 часов.

С кашей поступают так же, но когда она кипит на огне, ее надо несколько раз хорошо промешать.

Доваривать в термосе можно все: картофель, свеклу, рыбу, макароны и т.д. Конечно, их надо меньше кипятить на огне, чем суп или кашу, и меньше держать в термосе, чтобы не переварить.

С термосом работать очень легко и быстро. Каждый по собственному опыту узнает, что и поскольку надо кипятить.

Почему же в холодном ящике пища доваривается? Это происходит потому, что слой изолирующего вещества не дает уйти тому запасу тепла, который образовался при кипячении в плотно закрытой посуде. Этот запас тепла настолько значителен, что не только сохраняет пищу горячей, но и доваривает ее.

За границей давно пользуются термосами. Теперь же они входят в употребление и у нас. Конечно, те термосы сделаны не так, как здесь указано; они делаются на фабриках из металла, но основа их устройства та же, т.е. расстояние между горячими котлами и стенками ящика заполнено таким материалом, который очень медленно отдает тепло; для изоляции в фабричных термосах употребляют лучший и дорогой материал, например, пробку, асбест и т.д.

Если вам приглянулась идея «реанимации» старинного изобретения, смело беритесь за работу и не завидуйте обладателям новых микроволновок, ведь ученые утверждают, что они, во-первых, являются источником совсем не безвредных излучений, а во-вторых, за счет своей на-пичканности электроникой могут дать сбой с наступлением 2000 года (их, как и компьютеры, может постигнуть своеобразный «вирус»). Зато нашему почтенному термосу не страшен ни энергетический, ни компьютерный кризис.

А.Б.ИВАНОВ

Числом и мерою

Неузнаваемые близнецы

Из старых русских мер, наверное, лучше всего сохранились в памяти меры веса, во всяком случае некоторые из них. «Повезло», пожалуй, больше всех пуду. И причина тому — извечная страсть к приукрашиванию истины, эта воистину неизлечимая болезнь чиновников всех мастей и журналистов. Даже вовсе еще не старые люди помнят заполнявшие страницы газет и весь эфир победные реляции в об-щем-то о скромных успехах земледельцев. Так и пестрели сообщениями о «стопудовых урожаях», собранных в том или ином колхозе. Что и говорить: цифра «100» куда весомее звучит, чем равнозначное «16 центнеров с гектара», не говоря уже о том, что собрано с этого самого гектара 1,6 т зерна. А еще любили побаловаться двух- или даже трехпудовыми гирями мускулистые молодчики, особенно на глазах у восхищенных девиц.

Не забылись и фунты, правда, более всего в поговорках: «Узнать — почем фунт лиха», «Это тебе не фунт изюма» и иных подобных.

Пуд и фунт... В обиходе это 16 кг и 400 г. В точном же метрическом пересчете они составляют соответственно 16,38 кг и 409,512 г. В пуде, как нетрудно сосчитать, содержится ровно 40 фунтов. Так что меры эти, как мы видим, далеко не равновесные. И наверное, только самые дотошные языковеды не удивятся, если услышат, что и пуд и фунт — слова-близнецы, имеющие единого предка.

А предок этот — латинское слово роп-

91