Сделай Сам (Знание) 2000-02, страница 20мастерские были почти в каждом боярском или княжеском доме, богатых домах торговых и служилых людей и, конечно, в монастырях. Блюла за работой хозяйка дома, которая обычно и сама была знатной рукодельницей. Вообще же, шить и вышивать должна была уметь каждая женщина. Прилежание в этом виде деятельности почиталось за особую добродетель. Писалось об этом даже в знаменитом «Домострое» — своде «житейской мудрости XVIв.: «Добрые жены рукодельны», а потому и расшивание церковных пелен приравнивалось к молитве. «Добрая жена» могла истово молиться, а могла и «по вся нощи без сна пребывать, в мольбах и рукоделии, в прядиве, и в пяличном деле». Для теремных затворниц проииюго рукоделие было едва ли не единственной возможностью проявить себя в творчестве, и достигали они в этом таких высот, что приезжающие на Русь иноземцы не преминули заметить: «Лучшее, что умеют здесь женщины, — это хорошо шить и прекрасно вышивать шелком и золотом». А в своих произведениях применяли мастерицы разные техники и материалы. Лики святых вышивались шелком телесного или серого тонов «атласным» швом, «доличное» (одежды, пейзаж, архитектурные сооружения) — разноцветными шелками или серебряными и золотыми нитями. Нимбы, контуры изображений и надписи частенько обнизывались жемчугом. Для этого сначала прокладывали двойной шнурок, по которому затем поперечными стежками прикрепляли нанизанный на нитку жемчуг. Шли века, менялись обычаи, нравы, но неизменным оставалось пристрастие россиянок к красоте. И «галантный осьмна-дцатый» век не остался равнодушен к рукоделию. Великий М.В.Ломоносов так обращался в «Письме о пользе стекла...» к кокеткам проииюго: «Прекрасный пол, о сколь любезен ваш наряд! Дабы прельстить лицом любовных суеверов, Какое множество вы знаете манеров, И коль искусны вы узор переменять, Чтоб в каждый день себе приятность нову дать. Но в чем красуетесь, о сельски нимфы, вы ? Природа в вас любовь подобную вложила, Желанья нежны в вас подобна движет сила, Вы также украшать желаете себя. За тем прохладные поля свои любя, Вы рвете розы в них, вы рвете в них лилеи, Кладете их на грудь и вяжете круг шеи. Таков убор дает вам нежная весна! Но чем вы краситесь в другие времена, Когда лишась цветов, поля у вас бледнеют Или снегами вкруг глубокими белеют, Без оных что бы вам в нарядах помогло Когда бы бисеру вам не дало Стекло? Любовников он к вам не меньше привлекает, Как блещущий алмаз богатых уязвляет Или еще на вас в нем больше красота, Когда любезная в вас светит простота! Так в бисере Стекло подобяся жемчугу, Любимо по всему земному ходит кругу. Им красится народ в полунощных степях, Им красится арап на южных берегах. В Америке живут, мы чаем, простаки, Что там драгой металл из сребряной реки Дают европскому купечеству охотно И бисеру берут количество несчетно...» Так уж сложилось, что, выражаясь языком Ломоносова, «сельски нимфы» стали использовать бисер в основном для украшения своих нарядов, широко применяя технику плетения и вышивки, а благородные кисейные барышни сосредоточились на создании всевозможных вышитых и вязаных бисерных вещиц, в основном для украшения интерьера. В те поры бисерная вышивка была поистине близка к живописи, так как предполагала очень нежные и тонкие переходы одного цвета бисера в другой с учетом тонов, полутонов и теней. Для изготовления одного изделия применялось 20—30 сортов бисера и это при том, что общее количество бисерных сортов было тогда больше тысячи. Для вышивки одной стороны портмоне средних размеров требовалось около 10 тысяч бисеринок. А сам бисер тогда был не чета нынешнему — диаметр его отверстия не превышал 0,2—0,3 мм. Специальные бисерные иглы, выпускавшиеся в Ггрмании и Англии, были особо тонкими, а их ушки — широкими, при этом, пропуская через себя бисеринку, они могли чуть сжиматься, не ломаясь. Дгя самого мелкого бисера использовали подчас и не иголки вовсе, а щетинки с расщепленным кончиком и вложенной в него ниткой. Сложней всего было работать с самым мелким бисером. Подчас вышивальщице приходилось прокалывать иголкой с ниткой ткань-основу, затем снимать иголку, на нитку с вощеным кончиком нанизы 19 |