Сделай Сам (Знание) 2000-03, страница 87народный быт и ныне стало прекрасной на-ционалонои традицией. Ритуал подношения цветов изображениям божества привел к появлению икебаны. В середине XV в. сложился определенный стиль компоновки цвег.юв, получивший название рикка (стоянще цветы). Торжеаг-венные, монументальные композиции, созданные по строгим правилам, выражали философский образ мироздания. Они воплощали мифическую гору, символизирующую Вселенную. Растения в таких «букетах» достигали порой полутораметровой высоты, олицетворяя собой горы, холмы, водопады, селения. Расцвет стиля рикка приходится на XVII в., когда он вошел в повседневную жизнь людей, утратив многие условности. Композициям" в этом стиле украшали жилища по случаю важных событий: свадьба, рождение ребенка, военная победа... Уже в те времена не допускалось использование в «букетах» четырех цветков, по-японски слово «сын» («четыре») созвучно слову «смерть». В XVI в. возникло направление, получившее название нагэирэ (вброшенные цветы). Этот стиль был полной противоположностью строго систематизированной школе рикка, что чрезвычайно привлекало широкую публику. Отсутствие специальных правил, простота, естественность, гармоничность стали основой нагэирэ. Тот же мастер (XVI в.) создал и другую разновидность цветочных композиций — тябана, предназначавшуюся для специальных ниш в чайных домиках. Сна отличалась минимальным количеством цветов, очень часто в ней использовалось всего одно растение или бутон. В XVII в. появляется новый стиль сека (сэйка), вобравший в себя величественность композиций рикка и простоту нагэирэ. К началу XVIII в. он получает особую популярность. В направлении сека окончательно закрепился принцип триединства составляющих элементов «букета»: небо, человек, земля, который сохранится до наших дней. В самом начале XX в. сформировалась школа охара, где уже стали использовать европейские цветы и снова обратились к старинному способу аранжировки в плоских низких сосудах. Для крепления растений в таких вазах применялась специальная решетка, а вскоре изобретают кензан (металлическая наколка — держатель), что привело впоследствии к широкому распространению нового стиля — морибана. В 1926 г. мастер икебаны Сафу Тэсига-хара основал новую школу согещ Название школы образовано сочетанием двух иероглифов — «nipaea» и «луна», в котором отразилось глубоко • понш-мние человеком природы и ее связи с бесконечной Вселенной. Впервые в цветочные композииии мастер вводит материалы нерастительного npoucxozr.de ния, использует ряд интересных технических приемов, что сразу обеспечило массу последователей во всем мире. Современные школы икебаны В настоящее время в Японии насчитывается более 3 тыс. школ и направлений Сохранились и старые школы (рикка, сека и др.), строго придерживаюи\иеся древних канонов. Другие (чока, корю, неджсра, нисе, сейворю, экэнобо, риусей-ха и т.д.) значительно упростили и сделали разнообразными приемы и содержание икебаны, позволили аранжировщику свободно выражать себя в своих произведениях, каждая из школ имеет свои правила, свой подход к материалу, но есть и общие черты. Это главенствование основных стилеи морибана (нагроможденные цветы), где композиции составляются в плоских вазах, на наколках (кензачах), красоту ивеп ков очень часто дополняет поверхность с отражающимися в ней растениями и нагэирэ (комгозиции размещаются в вертикальных ва^ах) Сегодг.я каждая женщина в Японии владеет искусством икебаны Оно зходит в число обязательных nped).ie:noe в женских школах и колледжах. Как факультативная дисциплина это искусство преподается во всех средних и высших учебных заведениях. Изобразитртъные средства икебан-л и особенности конструирования Восприятие икебаны требует от человека не только наблюдательности, хорошего вкуса, любви к цветам, но также знания основных законов этого искусства. Икебана немыслима без таких составляющих, как цвет, форма, пространственная структура и т.д. анализ эти?: элементов ни в коем случае не должен расчленять композицию, а, папостив, способствовать наиболее тонкому и поэтичному восприятию ее как единого целого Подлинное произведение мастера икебаны способно гызвать такую же радость, как и произведение «настоящего» вида искусства. И глядя на него, «в одно мгновение 85 |