Сделай Сам (Знание) 2000-03, страница 88можно пережить таинства бесчисленных превращений» (Икэнобо Сэжньо, XVT в.). Икебана всегда конструируется также, как иероглиф, то есть как сочетание элементов, наделяющих ее особым символическим значением. Структура икебаны прежде всего определяется сосудом, в котором помещают растительные материалы. Многообразие форм сосудов, их характер служат модулем построения икебаны и являются одним из важных показателей ее стиля. Основным конструктивным элементом икебаны является растительный материал: ветки, цветы, травы, которые в определенном количественном и пространственном соотношении друг с другом образуют конкретную объемную форму. Все конструктивные элементы икебаны, по мнению японцев, очень активны, обладают жизненной силой, волей, что может служить еще одним признаком икебаны и отражать своеобразие ее художественного языка. Определяющим моментом в структуре икебаны является соотношение источника света, растения и зрителя. В икебане важно через точно найденное положение ветвей, листьев, цветов (структуру композиции) по отношению к свету и взгляду человека выразить жизненную энергию растения. Живые соки, идущие по стволу, ветвям, держат их вертикально и воплощают жизненную силу растения: ветки, идущие почти горизонтально, воплощают равновесие, гармонию противостоящих сил. Главная ветвь служит продолжением (играющей роли ствола), которая должна питать живой энергией каждый элемент икебаны. Все содержание композиций группируется вокруг триединства основных компонентов, олицетворяющих по старой традиции небо, человека и землю. Размер самого высокого, как бы зовущего взгляд и мысль ввысь цветка («син» — символ неба, руководящее начало) равен 1,5 размера сосуда. Длина следующего, как бы указывающего на человека («соэ») — 3/4 высоты первого. А высота последнего цветка, склоняющегося к земле («хикае» — символ земли), — 3/4 размера среднего. Первый стебель или ветвь расположены в сосуде под углом 10—15° к вертикали, второй — 40—45° и третий — 60—75°. Главные элементы букета «син», «соэ» и «хикае» составляют его основной скелет. Таким образом, в основе асимметричной гармонии любой икебаны всегда лежит разносторонний треугольник, а сама композиция неизменно состоит из нечетного количества цветов — 1, 3, 5... «Только асимметрия и нечетность — основы красивого», — говорят японские художники. Если мысленно провести линию, соединяющую верхушки цветков, то образуется треугольник с неравными сторонами и углами. Поэтому икебана никогда не бывает круглой, ее элементы не могут быть равны по высоте и располагаются симметрично, под углом к воображаемой оси. Для эмоционального усиления основных элементов добавляют ветки или цветы, которые используются в любом количестве, но по длине все они короче основных, скелетных (рис. 2). Рис. 2. Главные элементы композиции икебаны: а — расположение основных элементов (круг — «син»; квадрат — «соэ»; треугольник — «хикае»); б — углы наклона основных элементов; в, г — определение длин основных элементов икебаны в зависимости от формы сосуда (в — удлиненная ваза; г — широкая плоская); д — прямостоячая форма икебаны (морибана); е — наклонная форма икебаны (нагэирэ) 86 |