Сделай Сам (Знание) 2001-02, страница 60

Сделай Сам (Знание) 2001-02, страница 60

Рыба жареная в томатном соусе. Для

приготовления консервов пригодны следующие породы рыб: сазан, судак, щука, бычок, пеламида, скумбрия, ставрида, а также тресковые и другие филе.

Рыба не должна иметь постороннего запаха. Ее очистить от чешуи, отрезать голову, вскрыть брюшко, удалить внутрен

ности и тщательно промыть, меняя воду 3—4 раза до исчезновения окраски крови и мути. Затем рыбу нарезать кусками (бьгчки и ставриду консервируют в целом виде), пересыпать солью (1 ст. л. на 1 кг рыбы) и выдержать в течение 20—30 мин, после чего ее обваливают в муке и обжаривают со всех сторон в нагретом подсол-

МЕЖДУ ПРОЧИМ...

На Севере мало кто тундру называет тундрой. Зовут ее — сендуха, вкладывая в это древнее слово, выражаясь современным языком, авторитарный смысл. Тундра — это географическое и породное обозначение, сендуха — изначальная природная власть всеохватная и всемогущая, ка-

- рающая и жалующая, единое дыхание бесконечной распро-стертости. В тундре работают с приборами геологи, ее, разбив на квадраты, стерегут погра ничники, в сендухе, где водятся сендушный, чучуна и чан-дала, живут и кормятся от нее эвены, юкагиры, чукчи, род-

• ные дети этого неба и этой

л земли, а также якуты и русские, пришедшие позже, но полностью соединившиеся с сендухой: «Сендуха-матушка, кормилица наша!» — молят и благодарствуют все они, каж-

• дый на своем языке. Тундру

• вольно измерить, изучить и приспособить; сендуха никому не дается, в нее можно героем прилететь московским рейсом, а на другой день на неозначенной версте безвестно кануть в снегах или трясине. Сендуха — это «стихея»,

• как говорят местные, единый дух, владеющий землей и во-

• дой, тьмой и светом

...Вода, земля, небо, берег, суша, время, расстояние, человек существует здесь в особых понятиях. Вода и земля без конца спорят, чему чем

• быть, время отмахивает свои меры не крупицами, как везде,

• а крупно— полярным днем и полярной ночью. Ветер задувает так: если через два дня не прекратится, значит на неделю. Мерой расстояния до не-

Русское Устье

давних пор было или поморское «днище» — то, что проплывали на веслах за день, или якутское «кес» — то, что проезжали на собаках примерно за час. Мерой расстояния была мера времени, а мерой времени — какое-нибудь привычное действие. Говорили: проехал — чайнику вскипеть. И сразу становилось понятным, сколько за «чайник на костре» можно проехать, никаких уточнений не требовалось.

...Вся жизнь — охота да ры балка. Весь свет — тундра да семья. На развезях (в сомнении) сидеть было недосуг, суровая земля требовала движения и движения, смекалки и смекалки, силы и силы. И когда тот же Майдель упрекнул в своей книге русскоустьицев в лености, все, кто побывал после него, ответили в голос: неправда. И доказательств особых не требуется, чтобы понять, что для выживания в этих условиях нужно было ожигом ходить, крутиться зимой и летом как заведенному.

Божий (дикий) олень давал мясо и шкуры, песец шел сначала на обмен, потом на деньги. Когда появилось куда сбывать, стали ездить за мамонтовой костью и заезжали аж на Новосибирские острова. Индигирка вдоволь питала рыбой, она же приносила с верховьев плавник, который заготовлялся на топливо и поделки. Но прежде чем топить, рубились из того же плавника избы, и, должно бьгть, ire сразу отказался русский человек, любящий красоту и законченность, от скатной крыши, it только когда понял, что под убойными ветрами никакое

навершие не держится, смирился с плоской, как коробка, «стыдкой» и невеселой избой. До стекла и слюды в избах вставляли налимью кожу, зимой намораживали лед. Не в казенных домах для тепла его намораживают до сих пор.

Завели свецы (деревянный календарь), чтобы не потерять, не перепутать будни и праздники, и, как в наших календарях, большие, опорные дни выделялись особо, под них и подстраивался рабочий ритм. Долгие десятилетия, а возможно, и столетия выпала доля обходиться без хлеба, без соли и молока и — что делать? — привыкли, ученые люди назовут их потом ихтиофагами. Чему удивляться, если, как пишет Зензинов, не знали, что такое колесо, спрашивали, как растет мука. Объясняя, что такое зерно, приходилось сравнивать его с рыбьей икрой. Вышло из обихода, потерялось и из представления. Когда хлеб вернулся, называли его не хлебом, а «черно-стряпано», в отличие от «тельно» — лепешек из мятой рыбы или «топтани-ков» — рыбной начинки в рыбном тесте. Ни овощей, ни круп, не богато и с ягодой — морошка да голубица. Соленое заменили кислым: квасили рыбу, птицу. Любители, и не только из стариков, и по сей день предпочитают гуся с душком, как двести и триста лет назад.

А цинга, авитаминоз и так далее? Куда ж они-то смотрели, немочи эти, отчего без зелени и соли, без молока и сахара не выбили из отбившихся и обделенных дух и тело? Если из нее сегодня с полным набо-

58