Сделай Сам (Знание) 2001-03, страница 9

Сделай Сам (Знание) 2001-03, страница 9

Рис. 8

кал и ножниц. В результате получаются геометрически правильные планировки аллей, дорожек, цветников, бассейнов, а деревья и кустарники в таком парке затейливо и вычурно постригаются и даже трава стрижется «под одну гребенку».

Чаще всего парки носят комбинированный характер, где регулярное смешивается с иррегулярным. Это мы видим на примере Нескучного сада в Москве, например, где купы деревьев и кустарников, причудливые от природы или чуть подправленные садовыми зодчими, не давали заскучать гуляющим. От регулярных парков вошла в природные сады и скверы и архитектура малых форм — балюстрады (ограждения, балясины лестниц, клумб, газонов), фонтаны, статуи, вазы, беседки...

Смешение стилей наблюдаем в общественных городских садах. В XX в. развилась целая гигантская индустрия по созданию зеленых зон для отдыха и гуляний.

Хорошо известны «комбинированные» московские парки: Измайловский, Центральный парк культуры и отдыха, Сокольнический, сад Баумана, «Эрмитаж». На весь мир знамениты российские регу

лярные Летний сад в Петербурге или шедевр садового зодчества -- Петродворец.

В Европе пользуются славой общественные «комбинированные»: в Париже это Вен-сеннский и Булонский леса, парк вокруг Версальского дворца. В Лондоне это Гайд-парк, в Берлине — Тиргартен («тир» — звери, а «гарт» — сад, однокорневое слово с русским «огород», «град»).

Сад, парящий в воздухе

2500 лет назад жила прекрасная Семирамида — Сам-мумарат. Ничего судьбоносного она не свершила, однако имя ее не менее известно, чем ггмя ее супруга, вавилонского царя Навуходоносора, грозного покорителя Древней Иудеи. Знаменита же Семирамида стала благодаря сказочно прекрасным висячим садам, устроенным ей любящим мужем. Скучала юная царила в загроможденном дворцами и лачугами тесном и душном Вавилоне, вспоминала свою милую родину Индию с ее горами, лесами, хрустальными реками и водопадами. Тогда и повелел могучий царь призвать тысячу слуг и рабов, чтоб выстроить у дворца царицы сад, но такой, чтоб и горы в нем высились, и

ручьи журчали, и было в нем свежо и прохладно в самый изнурительный зной.

Множество дней и ночей велось строительство: таскали камни, землю, закладывали фундамент, на него положили 20 каменных террас, поднимающихся кверху, подобно пирамидам. Снизу их держали мошные колонны, а сверху был насыпан слой плодородной земли. Постройку возвели настолько искусно, что она казалась парящей в воздухе. Когда основание садов было готово, террасы засадили самыми красивыми деревьями, цветами и кустарниками, свезенными со всего Ассирийского царства — с берегов Каспия, Средиземного моря и Персидского залива. Расположили растения так, как растут они в природе: высокогорные — наверху, остальные — на нижних террасах. Внутри галерей, образованных колоннами, помещались уютные гроты, украшенные разноцветным кафелем и фресками. Верхние террасы сообщались с нижними витыми лесенками, что делало сады еше изящнее. Орошали растения водой из реки Евфрат. Вода поднималась по трубам, скрытым в толще колонн, при помощи насосов.

7