Сделай Сам (Знание) 2001-03, страница 11

Сделай Сам (Знание) 2001-03, страница 11

кового искусства, и на некоторые приемы топиарного искусства (то есть художественной стрижки растений), которое пользовалось у римлян особой популярностью

Наряду с настоящими статуями в римских виллах славились и скульптуры «зеленые». Их искусно выполняли из живого кустарника-букса садовники-топиарии. Букс был очеггь удобен для фигурной стрижки: из него делались силуэты кораблей, животных, птиц, геометрические фигуры. Мы с вами можем увидеть отсветы той эпохи в. наших старинных садах и парках, где наряду с образцами топиарного искусства встречаем статуи и бюсты римских воинов, императоров и философов, портики с колоннами, беседки, например, в Кусковском парке Москвы, принадлежавшем когда-то графам Шереметевым, в Петродворце- под Санкт-Петербургом, в Летнем саду...

Как птица-феникс возрождаясь...

В V в. некогда блистательный Рим пал под натиском племен варваров. Затем с принятием христианства Европа на целое тысячелетие погрузилась во мрак средневековья. Науки и искусства, некогда процветавшие, были преданы забвению. Не менее горькая участь постигла и садовое искусство, оно потеряло свое эстетическое назначение. Только при монастырях образованные монахи разводили небольшие сады, где выращивали цветы и овощи. Лишь с началом крестовых походов в Европе наметился перелом: в неприступных каменных замках стали появляться пышные цветы с юга.

И только в эпоху Возрождения XIV — XVI вв., когда произведенные в Риме раскопки открыли человечеству шедевры античной культуры и заставили создавать новые, ожило искусство садов и парков: итальянцы реставрировали виллы древних римлян, строили по их чертежам новые, украшали их статуями, фонтана

ми и беседками в древнеримском и древнегреческом духе.

Итальянский сад эпохи Возрождения — это. как правило, садово-парковая композиция вокруг здания виллы. Итальянский сад — один из видов архитектурных садов, предназначенных для создания на ог-. раниченной территории обстановки. максимально приближенной к... интерьеру жилых помещений. И потому основное условие проектирования — замкнутость линий и перспектив.

Главным отличием садов, закладывавшихся на крутом склоне или спуске к морю, было то, что они располагались террасами, противопоставляя природе свои четкие геометрические линии. Террасы украшались по периметру скульптурой и боскетами из вечнозеленых кустарников, а в середине устраивали клумбу или фонтан... Подобные элементы итальянского сада можно увидеть и в нашей стране: это террасные парки в Архангельском под Москвой, в Петергофе под Санкт-Петербургом и таких ближних краях, как Алупка, Ливадия. Гурзуф. Массандра в Крыму и в Гаграх на Кавказе.

А что на загадочном Востоке?

Страна восходящего солн на... А почему солнца? Известно, что много веков назад Япония выбрала своим гербом цветок хризантемы. Он по-японски означает «кику» — солнце. Древняя легенда повествует, что от солнца и произошел японский народ. Этому цветку посвящен самый большой праздник цветов, проводимый в Японии с даб-них времен. В дни праздника все улицы и дома заполнены хризантемами. В их честь люди поют, читают стихи, шра-ют на музыкальных инструментах. В мире нет, пожалуй, такой страны, где бы так чтили хризантемы и цветы вообще. В некоторых парках из цветущих хризантем создают целые ландшафты. Белый снег из хризантем дополнял в од

ном месте зимний пейзаж... В в другом цветы становились бушующим среди скал потоком воды и освежали летнюю кар- • тину. Но сад ми пейзаж из цветов — в общем, не редкость. А вот где вы увидите еще «сад камней», «сад воды»? Где вы еще услышите о крохотных садиках «о-нива», которые вое- • производят на своей маленькой территории более десятка различных пейзажей, морских и сухопутных? Такой садик размером с письменный стол — принадлежность тради- ш ционного японского жилища. В переводе с японского «нива» — сад. «о» — префикс ласка-тельности, уменьшительности.

Вряд ли можно остаться равнодушным к единственному в своем роде «саду мхов», существующему с середины XIV столетия. Представьте себе затененный кленами и соснами мягкий пушистый ковер из мхов самых неописуемых оттенков зеленого цвета... Не меньшее впечатление производит «философский сад», созданный 600 лет назад в Киото. Этот небольшой пря- в моуголыгик земли, засыпанный крупнозернистым белым песком, на котором группами расположено 16 камней, символизирующих непознаваемость вселенной. Расположе- а ны они так, что сидящие на а помосте видят только 15 из них — один всегда выпадает из поля зрения...

Восхищение вызывают и маленькие «чайные садики», которые являются неотъемлемой принадлежностью чайно- ф го культа. Эти сады — пре- • красный образец ландшафтного стиля. Наибольшее распространение они получили в • XVI—XIX вв. «Чайный сад» разбивался вокруг чайного домика, скромной, крытой тро- ] стником постройки, убранной внутри соломенными циновками. Проходя через сад с особым типом дорожек, особым пейзажем вокруг, специальными каменными колодцами для омовения, человек настраивался на определенный лад и подходил к дому хозяина в приподнятом настроении.

9