Сделай Сам (Знание) 2001-04, страница 24Предание о чудесном дереве нашло свое воплощение в заговорах, сказках, где говорится то о чудесной золотой сосне, то о яблоне с золотыми плодами да листьями, дающими молодость, то о чудном дубе, стоящем на святом «окиян-море». Так называли крестьяне мировое дерево, да и само слово «дуб» заключало в себе понятие дерева вообще, а не определенный вид. В вышивке образ мирового дерева присутствовал в окружении птиц и животных, ведь по верованиям языческой древности в рае на небесах в птичьем царстве растет «древо жизни». В рисунке особо подчеркивали корни, развесистую крону, ствол, отмеченный крестом или ромбом, знаком солнца и плодородия. Иногда дереву придавали антропоморфные черты, иногда изображали в виде раскидистого куста, сплошь усыпанного пышными цветами. Древо жизни, то есть дерево, рождающее новую жизнь, было символом жизни, единства рода, его продолжения и благополучия. В различных обрядах деревьям поклонялись, украшали цветами и лентами. Богородица также иногда отождествлялась с белой березой. Да и мы сегодня, желая оградить себя от неприятностей, вовсе неслучайно стремимся постучать именно по дереву. Живет в нас, несмотря на столетия, древнее поверье, согласно которому можно было подойти к дубу, постучать по нему и попросить, чтобы дошли наши молитвы до матушки сырой земли и до солнца небесного (рис. 9). Когда в пору грядущего пробуждения природы мастерицы шили по рукотворной холстине узоры-обереги, они искренне верили в их благотворные силы. Верили, что не только изображения, но и красный цвет, обязательно используемый в вышивке, оградят от темных злых сил. Поскольку красный цвет воспринимался как символ очищающего огня, а огонь почитался славянами «началом высшей животворности» и самой жизни. Само слово «красный» в древнерусском языке, связанное с представлением об огне и свете, понималось как «благовидный» и «прекрасный». Белый цвет — цвет полотна, воспринимался как небесный, сияющий, блестящий свет и как символ красоты. Ог-ненно-красные узоры словно возникают в свете и омываются его лучами. Слово «узор», «узорочье» исторически также восходит к свету, к понятиям: «за- Рис. 9 ря», «гореть», «солнце». Вышивали узоры разными швами. Во многих губерниях более всего применялась так называемая «глухая» вышивка. Самым старинным из них считается «досельный» шов, когда рисунок вышивается по счету нитей без предварительного рисунка. Сегодня этот шов называют «полукрест», или «роспись». Он представляет собой двусторонний шов, в котором лицевые и изнаночные стежки соединены в непрерывную линию. Выполняется он в два хода. Первый ход: слева направо прокладываются диагональные лицевые стежки по счету ниток. На изнанке получаются такие же по величине стежки, но наклоненные в другую сторону. Второй ход: работая в обратном направлении, заполняют промежутки между лицевыми стежками, делая проколы в места проколов первого ряда стежков. В другом древнем счетном способе вышивки основным элементом является косой крест, тогда поверхность ткани была покрыта узором с просветами в виде квадратиков, крестов, роз. Вышивать крестом можно по специальной ткани (канве). Канву нашивают на 22 |