Сделай Сам (Знание) 2001-04, страница 26

Сделай Сам (Знание) 2001-04, страница 26

Не угасла со временем и любовь к вышивке, истинно женскому рукоделию, позволяющему каждой мастерице раскрыть свои возможности, фантазию, мечты. И самой лучшей наградой древним вышивальщицам пусть будут современные работы, продолжающие традицию народных образов и орнаментов.

Девочки, девушки, женщины, поверьте в свои силы и попробуйте вышить для себя или своих близких обереги, которые принесут в ваш дом не только красоту, но и будут хранить мир и добро. Если вы еще не знаете своих возможностей, то начните с простого изделия: платка, полотенца, салфетки и т.д. Для этого возьмите любую однотонную ткань (желательно натурального состава: лен, хлопок, шерсть), переведите на нее, соблюдая направление до

левой нити, схему выбранного вами рисунка. Его можно при желании увеличить или уменьшить при помощи клеток, добавить какие-то свои детали. Затем заправьте ткань в пяльцы и приступайте... Швы вы можете выбрать согласно своим умениям. Мы предлагаем освоить традиционный «досельный» шов народных мастериц, часто называемый «роспись». Цвета нитей можно также подобрать по своему вкусу и согласно окраске фона, но не забудьте про красный цвет, который надо использовать обязательно. Если же вы уже владеете навыками вышивки, то попробуйте выполнить на готовой одежде орнамент, разместив его по краям, на груди и рукавах согласно традиционным охранительным рубежам. Ваше терпение и трудолюбие будут щедро вознаграждены.

между прочим...

Орнамент — это музыка. Ряды его линий в чудеснейших и весьма тонких распределениях похожи на мелодию какой-то одной вечной песни перед мирозданием. Его образы и фигуры — какое-то одно непрерывное богослужение живущих во всякий час и на всяком месте. Но никто так прекрасно не слился с ним, вкладывая в него всю жизнь, все сердце и весь разум, как наша древняя Русь, где почти каждая вещь через каждый свой звук говорит нам знаками о том, что здесь мы только в пути, что здесь мы только «избяной обоз», что где-то вдали, подо льдом наших мускульных ощущений, поет нам райская сирена и что за шквалом наших земных событий недалек уже берег.

За орнамент брались давно. Значение и пути его объясняли в трудах своих Стасов и Буслаев, много других, но никто к нему не подошел так, как надо, никто не постиг того, что —

на кровле конек Есть знак молчаливый,

что путь наш далек (Н. Клюев) Все ученые, как гробокопатели, старались отыскать прежде всего влияние на нем,

старались доказать, что в узорах его больше колдуют ассирийские заклинатели, чем Персия и Византия.

Но крещеный Восток абсолютно не бросил в нас, в данном случае, никакого зерна, он не оплодотворил нас, а только открыл лишь те двери, которые были заперты на замок тайного слова.

Самою первою и главною отраслью нашего искусства с тех пор, как мы начинаем себя помнить, был и есть орнамент.

Наши исследователи не заглянули в сердце нашего народного творчества...

Нет, не в одних только письменных свитках мы скрываем культуру наших прозрений, через орнаментику букв и пояснительные миниатюры. Мы заставили жить и молиться вокруг себя почти все предметы. Вглядитесь в цветочное узорочье наших крестьянских простынь и наволочек. Здесь с какой-то торжественностью музыки переплетаются кресты, цветы и ветви. Древо ни на чем не вышивается, кроме полотенца, и в этом скрыт весьма и весьма глубокий смысл.

Древо — жизнь. Каждое утро, встав от сна, мы омываем лицо свое водою. Вода есть

символ очищения и крещение во имя нового дня. Вытирая лицо свое о холст с изображением древа, наш народ немо говорит о том, что он не забыл тайну древних отцов вытираться листвою, что он помнит себя семенем над-мирного древа и, прибегая под покров ветвей его, окунаясь лицом в полотенце, он как бы хочет отпечатать на щеках своих хоть малую ветвь его, чтоб, подобно древу, он мог осыпать с себя шишки слов и дум и струить от ветвей-рук тень-добродетель. Цветы на постельном белье относятся к кругу восприятия красоты. Означают они царство сада или отдых отдавшего день труду на плодах своих. Они являются как бы апофеозом как трудового дня, так и вообще жизненного смысла крестьянина.

Таким образом разобрав весь, казалось бы, внешне непривлекательный обиход, мы наталкиваемся на ■ весьма сложную и весьма глубокую орнаментичную эпопею с чудесным переплетением духа и знаков. И «отселе», выражаясь пушкинским языком, нам видно «потоков рожденье».

Из статьи С. Есенина «Ключи Марии

24