Сделай Сам (Знание) 2002-02 приложение, страница 26

Сделай Сам (Знание) 2002-02 приложение, страница 26

вается более десятка тысяч сапожников-кустарей». До полутора миллиона пар добротной обуви в год изготовляли кимрские умельцы.

И все же в глубинке всяк крестьянин был сам себе кожевник, шорник, скорняк... От поколения к поколению передавались в семьях секреты и навыки работы с кожей. А от старших к младшим — тулупы (что теперь принято называть дубленками), сапожки да башмаки.

Кожаные вещи в семьях берегли, зная, какой немалый труд в них вложен, а саму кожу наделяли даже волшебными свойствами. А.Н.Афанасьев писал в своем исследовании «Поэтические воззрения славян на природу»: «На Руси существует любопытное поверье: если в лунную ночь на Святках пойти к проруби, разостлать на льду воловью или конскую кожу и, сидя на ней, смотреть в воду, то нечистая сила поднимет ее по воздуху и покажет все, что должно случиться в будущем».

Наверное, только «нечистая сила» могла показать нашим пращурам времена, когда потомки будут стыдливо называть свою страну «лапотной», не задумываясь над тем, что, если встарь каждая семья держала скотину, то и кожи использовались по назначению — на пошив обуви и одежды.

Кстати, Михаил Литвин еще в середине XVI в. отметил, размышляя о нравах и обычаях русских, что в Московии «...зверей такое множество, в лесах и степях, что дикие волы (зубры), дикие ослы и олени убиваются только для кожи, а мясо бросается, кроме филейных частей: коз и кабанов оставляют без внимания. Газелей такое множество перебегает зимою из степей в леса, а летом (обратно) в степи, что каждый крестья

нин убивает тысячи. На берегах (реки) живет множество бобров. Птиц удивительно много, так что мальчики весною наполняют лодки яйцами уток, диких гусей, журавлей, лебедей, и потом их выводками наполняются птичьи дворы. Орлят запирают в клетки для (добычи) перьев к стрелам».

В то же время английский мореплаватель Климент Адаме писал, что «северная часть Руси доставляет редкие и драгоценные меха, в том числе и соболей, которых наши дамы так любят носить на шее, также белых, черных и бурых лис, меха заячьи, бобровые и других животных, известных под разными скифскими именами. В море водится редкий зверь, называемый моржом... Его ловят, потому что зубы его у русских в таком же употреблении, как у нас слоновые...»

А в конце XVI в. немецкий естествоиспытатель и географ Эльзевир из Лейдена, никогда не бывший на Руси, но слушавший многочисленные купеческие рассказы о ней, счел наипервейшим товаром русской торговли «меха разных животных, коими жители укрываются от зимней стужи и коих продают чрезвычайное множество приезжим купцам. Торговля сия столь значительна, что в некоторые годы, как замечено, вывозимо было из Руссии количество мехов на 40—50 тысяч рублей и более. Между сими мехами первое место занимают соболи, коих цену возвышает чрезвычайная роскошь европейских женщин. Прочие суть: лисицы, черные и красные, также и белые, доставляемые в великом количестве из Сибири, куницы, бобры, красивые шкурки горностаев, волки, рыси и прочие...»

«Мягкой рухлядью» называли на Руси все роскошное разнообразие

25