Сделай Сам (Знание) 2002-02 приложение, страница 7яснение этому своеобразию в родной культуре, в родной истории, которое встарь называли наши предки, не знающие слова «традиция», емким понятием «своеобычай». Правда, находится немало и доморощенных «исследователей», которые бывают даже более суровы и строги к отечеству своему. С их легкой руки становятся штампами высказывания типа: «Россия лапотная», «Россия немытая», «Россия безграмотная», «Россия нецивилизованная», «русская природа — скромная и неброская» и т.д. Смешки на эти темы стали у нас тоже своеобразной особенностью, традицией, возможно, присущей только нашей нации. Таким образом суровые критики русской жизни пытаются свысока поглядывать на отчизну, и, вот уже говоря о ней, срывается с их уст убийственное: «В ЭТОЙ стране»... Но не сегодня и не вчера возникло в российском обществе пренебрежительное отношение к исконно На советской выставкс.Такими виделись мы американцам в начале перестройки русским традициям. В конце XIX в. публицист, социолог и историк, автор книги «Россия и Европа», идеолог панславизма Николай Яковлевич Данилевский отметил, что «прививку европейской цивилизации к русскому дичку хотел сделать Петр Великий, принимая прививку, конечно, в том таинственном (самую природу дичка изменяющем) значении... Народ продолжал сохранять свою самобытность; много и часто надо было обрезывать ростки, которые пускал дичок ниже привитого места, дабы прививка не была заглушена... Но результаты известны: ни самобытной культуры не возросло на русской почве при таких операциях, ни чужеземное ею не усвои-лось и не проникло далее поверхности общества»... И все же Н.Я. Данилевский с глубоким прискорбием констатировал, что «вследствие изменения форм быта русский народ раскололся на два слоя, которые отличаются между собою с первого взгляда по самой своей наружности. Низший слой остался русским, высший сделался европейским — европейским до неотличимости. Но высшее, более богатое и обра 6 |