Сделай Сам (Знание) 2002-04, страница 18

Сделай Сам (Знание) 2002-04, страница 18

До наших дней сохранилась челобитная записка московского серебряника Алексеева, который жаловался на сбежавшего от него ученика Васильева, прихватившего женское жемчужное ожерельице с драгоценными камнями и золотыми запонками.

В описи дворянского имения 1671 г. указывается, что в сундуке обнаружено жемчужное женское ожерелье с двадцатью семью рядами среднего жемчуга.

Опись имущества вологодского посадского человека тоже свидетельствует о наличии в специальной коробке с замком жемчужного ожерелья с шестью серебряными золочеными пуговицами.

Жемчуг — непременный атрибут и мужского ожерелья: стоячего или отложного воротника. Так, парадное «стоячее» ожерелье фигурирует в описании Государственной мастерской палаты: «ожерелье первого наряду, низанное жемчугом по красному бархату и украшенное драгоценными камнями... около каменья жемчугу 159 зерен».

При царском дворе ожерельем еще называли вид круглой пелерины, представляющей собой широкий воротник, закрывавший плечи и грудь и украшенный драгоценными камнями и жемчугом. Такое богатое украшение могли позволить себе только царственные особы.

Еше раньше, в XV в., в русском быту были популярны булавки (называли их «заносками»), которыми крепились головные уборы. Такие булавки тоже украшались жемчугом. Любопытно, что по величине и стоимости жемчужных зерен, использованных для украшения булавок, можно было определить социальное положение их владельца.

Важным элементом украшения русской одежды были золотые и серебряные пуговицы. Кроме того, для самой парадной одежды делали пуговицы из крупных сверленых драгоценных камней, которые в свою очередь украшались жемчугом. Так, в описи 1622 г., свидетельствующей о передаче вещей Ф. И. Мстиславского царскому двору, значатся шесть пуговиц: «яхонты лазоревы на золотых спнях, у них по зерну по жемчужному...». Не случайно такие пуговицы порой ценились вдвое дороже, чем сама одежда. Причем их количество на костюме колебалось от девяти до шестидесяти восьми, а величина каждой — от горошины до крупного яйца.

В XVI—XVII вв. дорогие пуговицы нашивали не только на одежду, но и на головные уборы. Так, в описи имущества царя Ивана IV фигурируют три дорогие шапки, на каждой из которых по шесть пуговиц: золотых с чернью и жемчугом... Видное место среди русских украшений занимали серьги. Причем в Древней Руси серьги носили как женщины, так и мужчины. С той лишь разницей, что мужчины носили по одной серьге (впрочем, как и теперь).

И опять же серьги украшали жемчугом. Например, в подвеске на иконе Тихвинской Богоматери в новгородском Софийском соборе по описи XVII в. упоминаются «сережки двоенки с камешки и с жемчужки».

Во второй половине XVII в. широко использовались так называемые шляпочные серьги, крепившиеся к головному убору. К нему же прикрепляли и ниспадавшие до плеч рясы (или рясны), снизанные из жемчуга в виде длинных прядей и лент.

Подобные рясны в Древней Руси подвешивали к чудотворным и особо чтимым иконам, главным образом — к венцу на иконе Божией Матери. В частности, в музеях Московского Кремля хранятся роскошные рясны в виде широких серебряных позолоченных лент, низанных жемчугом...

В начале XVIII в. появилась новая разновидность русских серег: с квадратными и трапециевидными подвесками с драгоценными камнями в глухих гнездах, с крупными сверлеными жемчужинами. Отечественные мастера, как правило, пользовались дорогими привозными жемчужинами. Но шел в дело и свой речной жемчуг, которым изобиловали реки Новгородской, Архангельской, Вологодской губерний, районы Онежского, Ладожского и Ильменского озер, прибрежные места Северного Ледовитого океана и бассейн Белого моря. Известный гидролог XIX в. Штукенберг указывал на то, что «нет в Европе страны, которая была бы столь богата, как Россия, реками и ручьями, в которых водятся жемчужные раковины».

Из мелкого речного жемчуга делали так называемые северные серьги: своеобразные по форме, великолепно дополнявшие любое платье или шитый жемчугом головной убор. К концу XVIII в. жем

16