Сделай Сам (Знание) 2002-04, страница 21

Сделай Сам (Знание) 2002-04, страница 21

вится Чехия (Богемия). Именно богемские мастера первыми научились варить стекло, уникальное по своей чистоте и структуре. Они долго хранили в тайне технологию получения так называемого «лесного стекла», в составе которого сода заменялась древесной золой (поташем), что придавало стеклу тугоплавкость и великолепные оптические свойства, хотя из-за высокой температуры плавления богемское стекло не поддавалось обработке в нагретом состоянии. Поэтому его подвергали огранке, усиливающей игру света в готовом изделии.

Гранились не только толстостенные стеклянные сосуды, принесшие славу богемским мастерам, но и бусины, бисер. Так на мировом рынке богемский бисер стал вытеснять венецианский.

Наибольшим спросом в XVII—XVIII вв. (как, впрочем, и сейчас) во многих странах пользовались богемский граненый хрустальный и стеклянный бисер и стеклярус, покрытый цветными эмалями.

Настоящий бум производства бисера и бисероплетения связан с открытием Америки. Там этот красочный материал стал неотъемлемой частью культуры индейцев.

Спад же интереса к бисеру связан с технической революцией — временем, когда удалось наладить его машинное производство, что привело к значительному удешевлению материала. В массе снизилось и его качество: бисер стал более крупным, блеклым.

Вплоть до XVII в. на Руси пользовались привозным бисером. Первый отечественный стекольный завод начал строиться в Измайлове, под Москвой, в конце 60-х гг. XVII в.

Развитие отечественного стеклоделия связано с именем Петра I. Именно он инициировал приглашение в Россию иностранных мастеров-стекольщиков. По его поручению для обучения искусству производства бисера были отправлены в Италию отечественные ремесленники.

Увлечение выдающегося русского ученого М. В. Ломоносова мозаикой привело к созданию фабрики по производству смальт, бус и других стеклянных изделий. Ее строительство началось под Ораниенбаумом, близ Петербурга в 1754 г. На этом предприятии в так называемых финифтяных печах варили стекольную массу. Из нее вытягивали трубочки разного диаметра, а затем резали их на кусочки, смеши

вали с коалином, толченым углем и в специальной огнеупорной посуде помешали в бисерную печь. Там бисер, оплавляясь, приобретал округлую форму.

Изготавливали бисер в мастерских Московской, Киевской, Казанской и некоторых других губерний России.

Бисер использовали не только для изготовления отдельных поделок, но и для украшения одежды и интерьера. В XVIII в. его подвешивали под лампады и паникадила в виде своеобразных кистей-гирлянд, им расшивали иконы. Начали появляться бисерные и стеклярусные картины и панно. Предметами роскоши считались сделанные из бисера дамские сумочки, чехлы для зонтов, книг, курительных трубок, иных предметов повседневного обихода. В сословном плане увлечение бисероплетением стало как бы универсальным: им увлекались как дворянки, так и крестьянки. Массовым тиражом издавались рисунки для изготовления бисерных украшений.

На пороге XIX в. арсенал бисерных изделий пополняется вышивками, шитьем вприкреп, низанием, ткачеством. Широко практикуются и ранее известные способы,такие, как вышивка по канве, вдавливание в воск. Позднее бисер уже не играет во многих украшениях такую роль, как прежде. Он, как правило, сочетается с другими видами декоративной отделки.

Любопытно, что для каждой местности России был присущ свой почерк в изготовлении как жемчужных, так и бисерных украшений. Для Костромской губернии, например, характерны были так называемые «фролки» — низаные сетки из бесцветного бисера. Орнаменты из звезд и розеток украшали онежские повязки (прием так называемого саженья по бели). Восьмилепестковые розетки с парными лиственными отростками плели в Тверской губернии. Звездами и извилистыми полосами отличались бисерные украшения в Олонецкой губернии. Полосами из прозрачного, зеленого и коричневого бисера — в Брянской. Ромбами желтого, красновато-коричневого и синего цветов — в Орловской. Низаными разноцветными цепочками, с орнаментами в виде ромбов и Х-образных фигур — в Рязанской. Белый, голубой и черный бисер использовали народы Севера.

Повсеместно распространены были такие украшения, как ажурные воротни

19