Сделай Сам (Знание) 2003-01, страница 13гу и по ней сделайте произвольные узоры, используя гребенку с редкими зубьями, щетку или губку. В простейшем случае для приготовления крахмального клея к необходимому объему крахмала добавляют немного холодной воды и размешивают до получения однородной массы. Затем, непрерывно помешивая раствор, заливают его горячей водой (для картофельного крахмала — не выше +75°С, а для кукурузного крахмала — не выше +85°С). Улучшенный состав растительного клея: 100 г картофельного крахмала, 1 ч. л. (без верха) квасцов, 0,5 л холодной воды, 2 капли формальдегида. Хорошо смешать крахмал, квасцы и немного воды в сдвоенной кастрюле (на водяной бане), затем добавить остальную воду. Подогреть, постоянно помешивая, пока клей не загустеет. Снять с огня, поверх клея положить слой полиэтилена для предотвращения образования клеевой пленки и дать остыть. Добавить формалин для повышения сохранности. Холодный растительный клей можно развести водой. Клей готовят в небольшом количестве, необходимом для одного дня работы. В холодильнике клей может храниться несколько дней. Печать с водной поверхности. Растворите масляную краску скипидаром или керосином. В кювету или широкий сосуд налейте чистую воду. На поверхность воды набрызгайте маленькой кистью разведенную краску, и она растечется по воде, образуя причудливые разводы и пятна. Затем опустите на воду лист и осторожно выньте его, взяв за края. На бумаге останется красочный отпечаток, похожий на рисунок мрамора. После просушки краска прочно удерживается на бумаге. Печать со стекла. На стекло выдавите из тюбиков в произвольных сочетаниях небольшие порции масляной краски различных цветов и раскатайте их на поверхности резиновым валиком. Затем положите на стекло лист белой бумаги, накройте его листом газеты и проведите по нему несколько раз ребром ладони сначала в одном, а затем в противоположном направлении. Но можно эту операцию выполнить и резиновым валиком. Затем возьмите лист за один край и осторожно отделите его от стекла. На поверхности листа останется абстрактный рисунок с разноцветными разводами. Можно поступить и иначе: раскатав краску валиком на стекле, этим же валиком нанести получившиеся разводы на белую бумагу. Оригинальный рисунок можно получить в этом случае при помощи того же валика, если намотать на него толстую нитку или шпагат. «Холодные» технологии художественно-графического оформления переплета К таким можно отнести технологии художественно-графического оформления переплета, при которых не требуется нагрева рабочей части используемого инструмента. На каждую книгу необходимо нанести заглавие и другую необходимую информацию, а также разумно ее украсить. Для этого необходимо иметь набор штампов с символами (цифры и буквы), набор штампов (клише) для нанесения повторяющихся узоров, инструменты для нанесения разного рода линий, приспособления для работы со всем «оборудованием», а также необходимые расходные материалы и соответствующие технологии. Очевидно, что, имея определенные навыки в написании шрифтов, можно самому сделать надписи на переплетах книги красками при помощи пера и кисти. Хорошего результата можно достичь, используя так называемые золотые и серебряные гелиевые шариковые авторучки. Если приобрести такую авторучку не удалось, то возьмите краску в порошке (бронзовую или серебряную) и разведите ее поливинилацетатной эмульсией (клеем ПВА). Затем стальным пером или тонкой кисточкой нанесите текст или рисунок. Время от времени добавляйте сухой краски, так как она расходуется быстрее, чем эмульсия. У вас получится красивый, немного выпуклый шрифт или рисунок, но именно эта «выпуклость» с головой выдает «самодельность» книги. Увы, не каждому дано быть художником или шрифтовиком. В этом случае обычно пользуются шрифтовыми трафаретами. Но необходимо строго следить за соответствием краски и материала, на который она наносится. Иначе возможно подтекание краски под трафарет. Очень удобен для нанесения текстов и цифр так называемый «моментальный шрифт», выпускаемый на листах прозрачного или полупрозрачного материала. 11 |