Сделай Сам (Знание) 2003-02, страница 122норовись, — она видела, что задела племянницу за живое. - Ты пойми, я к тебе с добром. Хоть и говорится, что не в красоте счастье, да только любой мужик, самый захудалый, к красивой бабе тянется. А ты себя до такой от-вратности допустила. Вот что я тебе скажу. Ты на гордость да глупость не заводись, и Ивана в чужие руки не пускай. Ты в деревне сама жила и на наш деревенский бабий беспросвет вдоволь насмотрелась. Сама знаешь — судьба передо мной скатерть-самобранку не расстилала. И всякой работы крестьянской я власть испытала. Да только никогда не забывала, что мужику своему и деткам нужна я здоровая, красивая, чтобы покой и радость от меня шли. Бабьих-то дел вовек не переделаешь. Вот раз в неделю я для себя рай на земле и устраиваю. Ты думаешь, у меня банька, чтоб спину мылить? Ты вот этакую баньку выходи! Вот она, чистилище и рай и веселая свиданка, коли мужика к рукам прибрать надо. С умом стопленная банька, она ведь не только грязь с тела, но и с души смоет, здоровья и сил тебе прибавит, весь твой жир дурной и дряблости старушечьи сгонит. Недаром говорят: «Коща парятся, в тот день не старятся». А как такую баньку истопить, я тебя научу. Наука эта мне от бабки моей по линии матери, Настасьи Герасимовны, перешла. Силу в травах она знала. Знала, какую травку в какое время собирать, как полагается подходить к той или иной траве, как ступить, какое слово при этом молвить. Хоть цели-тельство-то и не в чести раньше было, а многие районные начальники у бабки в постоянных клиентах ходили. Помню, как-то по весне приехала дама, вся из себя важная, при шляпе, с дочкой-невестой. Статная девка, а лицо все оспой изрыто. Сделала ей бабка Настя мазь из девяти трав, да велела всякий раз, как в бане хорошо распариться, эту мазь втирать. Выпользовала девку. Стала кожа у той гладкая да розовая, аж светится. Только кое-где малехонькие рытвиночки остались. А по осени так и замуж выскочила. Самой главной в том сборе была травка одна. Называла бабка Настя ее «божьими слезками» и считала, что большую силу трава имеет. В бабьих делах первая помощница: не только красоты добавит, но и от болячек вылечит, и разродиться поможет, и если которая женщина не могла живым младенца выносить, то поможет здоровое дитя родить. От других луговых трав она тем отличается, что цветки у ней редкого, почти зеленого цвета. И зацветает она аж на девятый год, а до того силы набирает. Вот по ту пору ее собирать и надобно. В народе ее по-разно-му называют. Кто звездочкой зовет, кто манжеткой, а кто росником, росянкой сердечной (видно, за росу на ней, что до полудня под солнышком сияет и как камушек драгоценный переливается). Сейчас о травах много чего пишут, так вот у одного городского разумника читала я, что в средние века уж больно эта травка у алхимиков в почете была, почему и называется она по науке алхе-милла. От самых разных недугов они из нее снадобья готовили, зелья приворотные варили. Вот из этой-то травки и надобно пер-во-наперво взвар банный изготовить. Травы для этого взвара разные нужны. Тут и ветки березы с молодыми листочками, и крапива, корневища пырея с лопухом, одуванчик, ромашка, спорыш, хвощ полевой, молодая полынь, череда, ну и, конечно, трава бабкина «божьи слезки» со цветом. На десять литров воды брать надо граммов 500 всех этих трав. Каждой поровну. Заварить их крутым кипятком и часа три еще в печи потомить, чтобы все они свои живительные соки отдали. Взваром этим для начала надо в бане пол с потолком и стены окропить, окунув березовый веник в тазик. Взваром же и на каменку поддавать будешь, пар готовить. Тут сказать надо, что хороший пар не всякому глазу да руке впору сделать. В банном деле всяких хитростей-тонкостей многонько. Плескать из ковшика взвар будешь не на сами камни, а за них, вот тогда с паром дух по баньке поползет ядреней, чем по мокрому лесу после грозы. И сидишь ты будто на пригревинке, да еще кто тебя мягким гладит, и будто кружение какое в тебе идет. А как почуешь, что жир твой дурной топиться начал, тут уж за веник браться пора. В бане он, как говорится, господин! Некоторые сразу начинают себя что есть силы веником охаживать. Да только неправильно это. Надо сперва веничком по спине, рукам да ногам, как бы шепотком, шепотком походить. Пройдешься этак со спины да по животу раза два-три, вот уж тогда и начинай себя бить-хлестать без продыху минут десять, а потом в перебанник — отдыхать. И так захода три сделать надо. После чего простынкой, пропитанной банным взваром, укутаться, а сверху одеялом укрыться и еще разок хорошенько пропотеть. Ополаскиваться опять же с банным взваром будешь. А вот после, как охолонешь, самое время в тело мазь втирать. 119 |