Сделай Сам (Знание) 2003-04, страница 52купорос и нашатырный спирт. Компоненты смешивают в соотношении: на 1 часть купороса 6—9 частей воды. В полученный раствор добавляют нашатырный спирт до получения темно-синего цвета. Появление творожистого осадка говорит о недостатке в растворе аммиака. Желтый — в воде, в той же пропорции разводят хромпик (двухромовокислый калий). Зеленый — сначала по отдельности приготовляют синий и желтый. Затем их смешивают в соотношении 2 части синего и 1 часть желтого. Фиолетовый — берут раствор хлористого кобальта. Коричневый — производят при смешивании желтого и фиолетового красителей (2 части фиолетового на 1 часть желтого). Подготовленные к окрашиванию костяные пластины не должны иметь видимых жировых пятен. Оптимальная толщина их 3 мм, что позволяет окрашивать их на всю глубину материала. Олений рог Предварительная обработка рогов, в основном северного оленя, запасы сырья которого на севере страны обширны, сводится к удалению с них грязи, остатков шерсти и зачистке циклей костного массива от основания к верхушке. Ветвистость рогов мешает вести раскрой материала на круглопильном станке, поэтому распиловку обычно ведут ножовкой по металлу. При первичной распиловке рога, например северного оленя, разделяют на 3 куска — две ветвистые части и одну, относительно ровную, их соединяющую. Из ветвистых кусков рога делают предметы, исходя из их природной формы. Из средней части создают разнообразные изделия: мелкую скульптуру, шашки, шахматы, трубки. Путем склеивания напиленных пластин делают коробки, сигаретницы, стаканчики. Вторичный распил отдельного куска оленьего рога производят как вдоль, так и поперек. При распиловке вдоль внутренняя, более темная часть кости имеет неопределенный по форме рисунок. Поперечный распил дает округлое по форме пятно, окаймленное по окружности светлым, более плотным по структуре кольцом. Шлифование заготовленных пластин ведут при необходимости, обрабатывая их как и всякую другую кость, в то время как финишную полировку изделий ведут на матерчатом круге меловой пастой. Паста ГОИ забивает поры рога, окрашивает материал, делает поверхность рябоватой. Гравировка, выполняемая насадкой бормашины или клепиком, ввиду пористости сырья несколько специфична. Линии, образуемые инструментом, делают более толстыми. Втирая пигмент, можно получить рисунок в виде четкого пятна или хорошо выраженной силуэтной линии. Иногда глубокие линии просто заливают каким-либо синтетическим материалом, приближаясь тем самым к технике инкрустации. Ажурная резьба по оленьему рогу из-за его неравномерной плотности, особенно в мелкой ювелирной резьбе, не применяется. В рельефной резьбе в основном пользуются приемом, широко практикуемым в обработке древесины, — подрезкой контура рисунка. Граница контура идет на всю глубину выемки, к которой примыкает скос плоскости изделия. Возможности объемной резьбы ввиду малых размеров, пористости, формы рога также ограничены. Хотя некоторые мастера успешно обращаются к данной работе, как с цельными заготовками, так и наборной скульптуре. В основном это малая скульптура анималистического характера с минимумом деталей, порезов кости. Работая резцом, мастер учитывает все: природный цвет (переход от темного к светлому), пористость материала, блеск полированной поверхности. Необычно смотрятся наборные многофигурные композиции, где на естественных развилках и кончиках рога крепят в определенном ритме скульптурные изображения. Близость по строению оленьей кости к древесине облегчает использование этого материала для инкрустирования различными материалами. Это и пластмассы, и металлы (олово, свинец), и сургуч. Последний, будучи разогретым на огне, заливают в глубокие борозды. Остывающую массу уплотняют плоской палочкой, чтобы удалить пузырьки воздуха. После полного остывания излишки сургуча на шлифовальном станке сначала удаляют, а затем выравнивают заподлицо с основой изделия. В оклейных работах олений рог из-за своего строения мало пригоден. Тем не. менее из поперечных, неоднородных по цвету срезов делают наборные плоскости, 51 |