Сделай Сам (Знание) 2004-02, страница 100

Сделай Сам (Знание) 2004-02, страница 100

Рис. 40. Портрет Ольги Константиновны - великой княгини, королевы Греции

Что касается дочери великого князя — Ольги Константиновны (1851—1929), то ее жизни следует уделить особое внимание. По сути дела ее личность забыта нашей историей. А жаль, она достойна глубокого уважения и доброй памяти.

В шестнадцатилетнем возрасте Олыу выдают замуж за короля Греции Георга I (принца датского), шефа русского пехотного Невского полка. Такова судьба многих великих княгинь — царствовать на чужбине, такова политика Российского Императорского двора — сохранять родственные связи с европейскими правительствами.

Королева Ольга никогда не забывала Россию, связь с родиной обеспечивали русские корабли, заходившие в порт Пи-рей, что в нескольких километрах от Афин. А так как отец, великий князь Константин Николаевич, привил своим детям любовь не только к изящным искусствам: музыке, литературе, искусству, — но и к морскому делу, встреча с моряками всегда была для королевской четы праздником. Это тот редкий случай, когда женщина на корабле не вызывала у соотечественников суеверного ужаса, даже более того — у российских моряков княгиня Ольга пользовалась большой любовью и уважением. Посещая со своим семейст

вом корабль, она щедро одаривала команду подарками, а многих офицеров флота знала в лицо и часто завтракала или обедала с ними в кают-компании.

«Русским морякам от земляков»

Какое-то особое чувство королева питала к крейсеру «Дмитрий Донской» и его команде. Может быть, его параметры олицетворяли собой могущество Родины. Построенный в 1883 году, он через два года вступил в строй. Для того времени корабль с 36 орудиями и водоизмещением в 6200 тонн выглядел весьма внушительно. К какому бы порту мира не причаливал крейсер, он всюду привлекал внимание людей самых разных сословий, так что, для его осмотра отводились определенные дни.

В начале 1892 года «Дмитрий Донской» по вновь установленной классификации стал именоваться крейсером I ранга. Видимо, этот год остался в памяти у многих членов экипажа. Во время длительного заграничного плавания первые месяцы зимы они находились у теплых и гостеприимных берегов Греции. Тогда во главе отряда прибыл контр-адмирал Де-Ливрон, который в официальных рапортах сообщал о некоторых днях пребывания на эллинской земле. Из его рапортов стало известно, что 21 февраля 1892 года состоялась торжественная панихида (40 дней со дня смерти Константина Николаевича) «в церкви св. Никодима, при Российской Императорской миссии, в присутствии короля и королевы», а также многих сограждан из русской колонии. Последующие дни были насыщены встречами. 23 февраля — контр-адмирал с командирами кораблей и флаг-офицерами завтракали на королевской даче в Пирее. 24 февраля — «в 3 часа дня король и королева посетили крейсер «Дмитрий Донской». Его величество был в нашей морской форме, познакомился с офицерами и командой, а после осмотра крейсера приняли угощение, как у меня, так и в офицерской кают-компа-нии». 27 февраля - «судовые священники освятили новое русское кладбище, перенеся останки со старого, где заботой и иждивением королевы Ольги Константиновны воздвигнут большой гранитный памятник. На светло-сером мраморном постаменте выбита надпись: «Русским морякам от земляков».

98