Сделай Сам (Знание) 2004-03, страница 52

Сделай Сам (Знание) 2004-03, страница 52

ИДЕИ, СОВЕТЫ, РЕЦЕПТЫ

Г.Е. ЕФРЕМОВ

Лекарство, найденное оленями

(заметки садовода-практика)

Оно поднимает человека от четырнадцати

болезней и наливает его молодостью.

Народное алтайское поверье

Тому, кто впервые оказывается в июле-августе на одном из субальпийских лугов Южной Сибири, Алтая и Саян, невольно бросаются в глаза высокие декоративные травянистые растения с крупными рассеченными листьями и розовыми соцветиями внушительных размеров, напоминающими соцветия чертополоха, на макушке прочного высокого стебля (рис. 1). Это красивое растение — рапон-тикум сафлоровидный, или левзея сафло-ровидная, широко известная на Алтае, в Туве и Хакасии как маралий корень, названный так за пристрастие к нему оленей-маралов и изюбрей, охотно поедающих корни в больших количествах. Они подкапывают их копытами во время брачных игр и осенью перед наступающими зимними стужами, после чего олени становятся сильными, боеспособными и выносливыми.

Ботаническое название этого растения рапонтикум сафлоровидный (Rhaponti-cum carthamoides (Willd) Jljin) переводится с латинского как «ревень черноморский», похожий листьями на красильное растение «сафлор», а другое название — левзея сафлоровидная (Leuzea carthamoides) связано с именем ботаника Левзея (1753—1835). Его местные распространенные названия: «маралова трава», «большеголовник альпийский» и «нижний уймон». В Северной Монголии это

50

Рис. 1. Левзея сафлоровидная. Общий вид и соцветие

растение называют «буху», что означает в переводе «корень-силач», и его с древнейших времен дарят на свадьбах молодым супругам, чтобы у них было многочисленное и крепкое потомство. В народной медицине монголов и китайцев это растение используется издавна, употребляют отвары, настои и чаи из его корней, стеблей, листьев, соцветий и семян как общеукрепляющее средство при переутомлении, общей слабости, простуде, лечении желудочно-кишечных заболеваний и т.д. А также чтобы быть физически здоровыми, выносливыми и крепкими. Впервые об использовании этого растения в народной медицине было сообщено в 1879 г. Потаниным Г.Н. (1835—1920), известным русским исследователем Сибири и Центральной Азии. Он со слов местного населения записал легенду о траве, увеличива