Сделай Сам (Знание) 2005-01, страница 40

Сделай Сам (Знание) 2005-01, страница 40

те напильником или на наждачном круге требуемую форму. Края заготовки зачистите надфилями. Далее отшлифуйте поверхности наждачной бумагой с размером зерен от 100 до 20 мк и отполируйте с помощью полировочных паст на войлочном или фланелевом кругу. Обратите внимание, что паста ГОИ очень въедается в поверхность и ее трудно затем удалить. Поэтому лучше пользоваться пастой, приготовленной из воска с добавкой зубного порошка. Иногда в раковине необходимо просверлить отверстие. Материал ее легко поддается обычным сверлам по металлу даже вручную. Для этих целей можно вместо ручной дрели сделать нехитрое приспособление. В деревянной ручке шилом предварительно просверлите отверстие, диаметр которого немного меньше диаметра используемого сверла. Легкими ударами или просто нажимом сверло плотно вставляете в ручку. Очень удобна для сверления самодельная бормашина, изготовленная из микродвигателя, даже снятого со сломанной игрушки. Закрепив на валу шлифовальную палочку, ею удобно пользоваться при шлифовании труднодоступных мест, что особенно необходимо в ажурной резьбе. В некоторых случаях приходится склеивать заготовки раковин с металлом, камнем, деревом и другими материалами. Лучший клей -ПВА, следы от него после высыхания почти не видны. Для большей прочности в клей мелкими порциями добавляют гипс и доводят до сметаноподобной кашицы. Склеиваемые поверхности необходимо обработать крупнозернистой наждачной бумагой. Гипс можно добавлять и в другие клеи, например, «Момент».

Рассмотрим виды работ, которые можно проводить с подготовленными раковинами.

Ей предшествует нанесение рисунка на подготовленную поверхность заготовки из раковины. Для начинающего гравера самый простой способ перевести рисунок через копировальную бумагу. Чтобы линии сохранились четкими и не размазывались во время работы, их надо закрепить лаковой пленкой. Можно наносить рисунок сначала на бумагу, затем накле

ить ее резиновым клеем на раковину. После подсыхания клея рисунок накалывают точками. Из отверстий остатки клея удаляют тампоном, смоченным в бензине, и им же втирают тушь. Затем бумагу снимают, точки соединяют линиями. Гравировку часто тонируют обычными цветными карандашами. Эту операцию начинают с того, что контурные линии обводят черным карандашом, после чего влажной тряпкой протирают поверхность. Следы карандаша остаются видимыми только по линии контура. Далее внутреннюю часть рисунка проскребывают маленькой стамеской с мелкой насечкой. От частоты насечки зависит плотность цвета на гравированном рисунке. Можно втирать и порошкообразные красители. Удобнее гравировку вести на специальном приспособлении, напоминающем грибок. Его вырезают из плотной древесины дуба или бука. С помощью мастики заготовку наклеивают на грибок. Мастику готовят на основе клея, растворимого в ацетоне (например, БФ—4), с добавлением мела или зубного порошка до получения тестообразной массы. Недостаток этой мастики - длительная сушка наклеенной заготовки. Неудобно также то, что после гравировки заготовку отделяют от грибка с помощью ацетона. Поэтому лучше использовать серый пластилин. Правда, при работе бормашинкой он разогревается и теряет прочность. Во время работы грибок держат в левой руке, шляпку упирают в ложе упора, в правой руке зажимают гравировальный инструмент или резец. Инструмент для гравировки (резцы, стамесочки) проше всего изготовить из обломков надфилей, метчиков, сверл.

Здесь используют те же приспособления, что и при гравировке. Только ажурная резьба требует специального приспособления, применяющегося при выпиливании лобзиком. Инструмент для этого вида работ и техника его применения несколько отличаются от резьбы по другим материалам. Объясняется это слоистостью раковин. Чтобы не сорвать перламутровый слой, резьбу проводят методом выскребания. Основным инструментом в работе служит трехгранный шабер. Обычно этот инструмент готовят по 2—3 штуки

39