Сделай Сам (Огонек) 1999-06, страница 40

Сделай Сам (Огонек) 1999-06, страница 40

ботки. Так, проявленная, но неэкспо-нируемая цветная обращаемая пленка имеет черный цвет, полностью засвеченная - почти прозрачна, а подсвеченная — приобретает цвет (в зависимости от степени подсветки) от слегка желтоватого до почти оранжевого. В jj свою очередь, цветная негативная не-(q экспонированная пленка может стать » Э после обработки почти прозрачной (ста-о рые немаскированные фотопленки) или ?: желто-оранжевой (маскированные плен-ки). Заметим, что цвет такой пленки ta зависит от фирмы, которая ее изгони тавливает. Неэкспонированные участ-S ки черно-белых негативных пленок в ^ зависимости от времени проявления характеризуются различными серыми ,.< ° плотностями. Вырезанные из них кад-^ ры великолепно смотрятся с цветными слайдами, выполняя часто роль фона.

Изменения цвета изображения на слайде достигают, окрашивая оригинальный диапозитив краской для ретуши или репродуцируя его с соответствую-; щими цветными фильтрами. Множест-| во неожиданных изображений удается 3.8 создать, монтируя вместе с основным изображением пленки с имеющимися на них узорами, например с фолиевы-ми растрами, в которых чередуются прозрачные и непрозрачные полосы различной ширины. В качестве подобных пленок применяют, например, грубозернистые черно-белые пленки. При обработке таких неэкспонированных пленок вызывают искусственно их ре-тикуляцию - набухание эмульсионного слоя, который, высыхая, имитирует поверхность с сетчатой или зернистой структурой.

Для съемки поверхностей с характерным рельефом лучше всего применять мелкозернистые черно-белые пленки с низкой светочувствительностью, по возможности освещая объект по касательной. Если детали рельефа распределить по поверхности равномерно, то куски небольшого формата для диапозитив-сэндвичей разрешается вырезать из снимка, осуществленного на

пленке большого формата. Оптический эффект изображения структуры, смонтированный вместе с диапозитивом, наиболее четко проявляется, когда на цветном слайде имеется равномерно окрашенные цветные поверхности или зоны нерезкостей.

Одним словом, при монтаже нового изображения не следует бояться экспериментировать, менять композицию, вводить неожиданные элементы и эффекты. В любом старом слайд-фильме найдется несколько слайдов, которые просто созданы для объединения. Подобный монтаж сделает фоторассказ более разнообразным, сумеет преподнести зрителям оригинальные сюрпризы композиции.

После выбора комбинации кадры необходимо надежно скрепить склеивающей лентой по перфорированным краям пленок так, чтобы при проекции на экран они не сдвигались в рамочках.

Примеры компоновки слайд-сэндвичей

Пример №1. Первый слайд: оконное стекло с каплями дождя, снятое из комнаты. Второй слайд: пейзаж, запечатленный в пасмурную погоду. Совмещение этих двух слайдов создаст у зрителя иллюзию, что съемка пейзажа проходила во время дождя.

Пример №2. Первый слайд тот же - оконное стекло. Второй слайд: съемка в жанре "ню". Слайд-сэндвич из этих двух сюжетов создаст прелестный портрет молоденькой девушки.

Пример №3. Первый слайд: темный силуэт маяка на скале. Второй слайд: огромный солнечный диск над морем. Полученный фотобутерброд будет символизировать рассвет или заход солнца (в зависимости от того, с какой стороны находится это солнце). Усилить впечатление призван оранжевый светофильтр, вставленный в изображение.

Пример №4. Первый слайд: колесо обозрения, снятое в контражуре. Второй слайд: огни иллюминации, снятые расфокусированным объективом. В дан-